Информационно-аналитическое издание

Что может быть зимой при нынешнем состоянии газовой отрасли Украины? (II)

Версия для печатиВерсия для печати

Часть I

Вариант, предлагаемый Россией Украине в виде создания газового консорциума, в настоящее время является хорошим выходом для официального Киева из создавшейся ситуации. Он позволяет получить реальную и ощутимую скидку на импортируемый в России природный газ. В этом случае все оформляется официально, в отличие от «непрозрачных» схем реверса, вызывающих сегодня протесты у российской стороны. Кроме того, «Газпром» получает легальное основание для инвестиций в реконструкцию украинской ГТС, имеющей сегодня довольно солидный возраст.

Уже сегодня средства для реконструкции украинской ГТС готовы дать несколько германских банков. При этом, по оценкам зампредседателя НАК «Нафтогаз» Украины Вадима Чупруна, стоимость работ по модернизации ГТС составит 5,3 млрд. долл. В Киеве считают, что это направление сотрудничества может быть реализовано только после достижения договоренностей с «Газпромом» о создании газотранспортного консорциума

Но переговоры о создании газового консорциума сегодня заморожены. Для реализации этого проекта требуются изменения в отечественном законодательстве, разрешающие приватизацию ГТС. По словам профильного министра Эдуарда Ставицкого, соответствующий закон «находится в парламенте, он зарегистрирован, ему присвоен номер, и мы рассчитываем, что он в этом году будет проголосован». Как поступить с ГТС: приватизировать, сдать в аренду или передать в управление? Похоже, что именно критическая ситуация заставит правительство сделать выбор.

Пока же за серию законов и постановлений, открывающих путь к евроинтеграции Украины, фракция Партии регионов в парламенте голосует дружно с оппозиционерами, а в ситуации, когда надо «показать» характер и вопреки протестам оппозиции принять спасительный для экономики и энергетической отрасли страны закон, регионалы останавливаются.

Что это, надежда на испытанную ранее внешнеполитическую стратегию многовекторности, выраженную в энергетической политике в стремлении диверсифицировать маршруты импорта газа, или элементарная нерешительность?

Премьер Украины Николай Азаров рассуждает о возможностях договора о зоне свободной торговли СНГ. В нем, по словам премьера, есть один очень важный пункт, который касается трубопроводной системы Российской Федерации: «Согласно этому пункту мы можем напрямую заказывать доставку газа из Туркменистана, прокачку нефти». Азаров отметил, что российская сторона отсрочила вступление в действие этого пункта, но в 2015 году он должен заработать.

* * *

В то же время Украина активно готовится к скорому началу отопительного сезона. Тревожным сигналом стало отключение «Нафтогазом» 11 cентября из-за 97 млн грн задолженности за газ Кременчугской ТЭЦ, которая обеспечивает электроэнергией, горячей водой и отоплением часть Кременчуга и ряд промпредприятий.

Постановлением от 17 июля №618 Кабинет министров Украины разрешил «немедленно» ограничить поставки газа предприятиям теплоэнергетики, которые производят тепло, и которые имеют долги перед «Нафтогазом» за уже потребленный газ. В условиях, когда лимит на природный газ для теплогенерирующих предприятий и ТЭЦ для производства тепла для населения не должен превысить 6,3 млрд кубометров, между тем, по данным НАК, в течение 7 месяцев 2013 года предприятия ТЭК уже фактически потребили 4,7 млрд кубометров природного газа. «Если предприятия теплоэнергетики не будут придерживаться прогнозного баланса и не снизят потребление природного газа, то имеющиеся ресурсы газа будут исчерпаны уже в ноябре 2013 г. Это ставит под угрозу стабильное прохождение отопительного сезона 2013-2014 гг.», - предупредили в «Нафтогазе».

Не секрет, что задолженность предприятий теплоэнергетики и ТЭЦ перед «Нафтогазом» возникла и из-за долгов населения перед облтеплокоммунэнерго – и это при нынешнем уровне тарифов на газ, а что будет при их планируемом повышении? Второй источник задолженности – сам государственный бюджет, из средств которого тепловикам должны компенсировать разницу в тарифах до экономически обоснованного уровня. Бюджет не возмещает потери теплоэнергетиков из-за критической ситуации с наполнением, что, в свою очередь, связано с падением производства бюджетообразующих предприятий ввиду высоких цен на импортируемые энергоносители. Замкнутый круг?

При подобной тактике действий правительства Украины – да. Однако, чем далее в Кабмине будут медлить с принятием реальных, согласованных с «Газпромом» мер, способных снизить стоимость российского «голубого топлива» для «Нафтогаза», тем реальнее становится энергетический коллапс.

Прецедент с Кременчугской ТЭЦ – это способ решения проблемы неплатежей в «авральном» режиме. Подобные меры могут в краткосрочном периоде времени решить проблему неплатежей, однако их продолжение в долгосрочной стратегии действий приведет к разбалансированию теплоэнергетической системы и непоправимым потерям.

Если сюда добавить катастрофическую нехватку средств на капитальный ремонт тепломагистралей в городах Украины у облтеплокоммунэнерго, то нештатные остановки-пуски теплогенерирующих предприятий могут привести к авариям. Проблемы усугубятся, если предстоящая зима будет холоднее, чем минувшая.

Правительство Украины в качестве одной из мер по выходу из сложившейся ситуации разрабатывает программу введения в течение 3-5 лет дифференцированных тарифов на газ для населения. «У нас есть такая программа. Конечно, это не произойдет быстро. Это будет проходить в течение 3-5 лет. Но мы уже разработали график, по которому самые бедные будут платить меньше за тысячу кубометров, а богатые будут платить больше», - сообщил вице-премьер-министр Юрий Бойко.

* * *

Определенные проблемы создает для украинской теплоэнергетики наметившееся за последнее время снижение объёмов закачки газа в отечественные ПХГ. В ходе переговоров с Россией Украина извещала о закупке 14 млрд кубометров газа, Россия же настаивала на 18 млрд. кубометров для обеспечения бесперебойной поставки газа зимой в Европу.

Ситуация со снижением объёмов закупаемого в России газа не так однозначна, как её трактуют украинские власти. Дело в том, что контракт на поставку газа от 2009 года с Россией предполагает санкции за недобор ранее законтрактованных объёмов по принципу «бери или плати». Украина, ссылаясь на дороговизну газа, в 2012 году недобрала примерно четверть от запланированного объёма, за что «Газпром» выставил штрафные санкции в 7 млрд долл.

В то время как «Нафтогаз» снижает объём закачиваемого в хранилища российского газа, для бесперебойного снабжения газом европейских потребителей необходима «подушка безопасности» в случае увеличения зимнего отбора «голубого топлива». Как показал вышеописанный пример с превышением лимита потребления газа отечественными теплогенерирующими предприятиями за 7 месяцев 2013 (включая прошедшую сравнительно теплую зиму), расчет украинских властей на закачку уменьшенных объёмов газа без «страхового» резерва выглядит неоправданно.

Примечательно, что в преддверии нынешнего отопительного сезона ситуацию с газовыми резервами взялся исправить глава компании Group DF Дмитрий Фирташ. По его оценкам, Украина к началу отопительного сезона может закачать в ПХГ порядка 20-21 миллиарда кубометров газа, включая 6-7 миллиардов кубометров собственной добычи и газ, который будут закачивать структуры группы DF. «Где-то к концу октября мы закачаем 6,5 миллиардов, также будет 6-7 миллиардов кубометров собственной добычи, остальное – российский газ». Как бы власти решили проблему обеспечения необходимых запасов газа в ПГХ без привлечения этих объёмов – большой вопрос.

В этом году при условии того, что температурный фон грядущей зимой не будет ниже предыдущей, запасов газа, возможно, хватит, как говорится, «в обрез».

В целом же расчет на то, что украинская экономика сможет обеспечивать свои потребности в природном газе при ежегодном снижении его поставок из России от «Газпрома» и увеличении отбора российского же газа по схемам «виртуального» реверса, не оправдывает себя. Подобная тактика приводит к сложностям и конфликтам в отношениях с российскими партнерами, грозит Украине штрафными санкциями.

Что касается отечественной власти, то радоваться сокращению объёмов газа, импортируемых с территории Российской Федерации, ей не стоит. Поскольку подобная практика свидетельствует отнюдь не о внедрении энергосберегающих технологий, а лишь о падении объёмов выпуска промышленной продукции предприятиями страны. Повысить уровень энергетической безопасности Украины, создать сырьевые резервы для роста производства сегодня может только совместный с Россией консорциум в газовой сфере.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору