Информационно-аналитическое издание

«Дело Тимошенко» может серьезно ударить по оппозиции

Версия для печатиВерсия для печати

Арест одного из самых видных деятелей «оранжевого» режима – бывшего главы МВД Ю.Луценко  - стал очередным этапом на пути доведения до логического конца судебного расследования в отношении действий бывшего премьер-министра Ю.Тимошенко.

Подтверждается предположение, что уголовные дела в отношении лиц из правительства Юлии Владимировны, помимо самостоятельной цели, преследовали цель получить в распоряжение следствия всю полноту информации о преступных действиях самой Тимошенко по всем неоднозначным в юридическом отношении эпизодам.
 
Так, в конце августа правоохранительные органы Украины арестовали несколько бывших чиновников, работавших в правительстве Юлии Тимошенко, - Игоря Диденко и Анатолия Макаренко. Их обвиняют в растрате чужой собственности в особо крупных размерах. Диденко был фактическим главой «Нафтогаза Украины», а Макаренко руководил таможней, когда в начале 2009 года правительство Юлии Тимошенко отобрало 11 миллиардов кубометров газа у компании RosUkrEnergo.
 
5 августа украинской генпрокуратурой было возбуждено Уголовное дело, обвиняемым по которому является бывший министр экономики Богдан Данилишин (работал в 2007—2010 годах в правительстве Юлии Тимошенко). Дело возбуждено по части 2 статьи 364 Уголовного кодекса (злоупотребление властью или служебным положением, повлекшее тяжкие последствия), предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 6 лет.
 
В данный момент Генпрокуратура изучает деятельность на своём посту бывшего главы СБУ и бывшего первого вице-премьера во втором правительстве Тимошенко А.Турчинова, которого вызвали 27 декабря сего года на допрос в Генеральную прокуратуру. Следует напомнить, что А.Турчинов вызывался на допрос в главное следственное управление Генпрокуратуры 11 ноября и 9 декабря 2010 года. Он сообщил журналистам, что следователь допрашивал его как свидетеля в деле по обвинению экс-главы МВД Юрия Луценко в расхищении средств. Вызов на допрос в Генпрокуратуру именно 27 декабря очевидным образом связан с началом суда над Ю. Луценко.
 
Ранее Турчинова несколько раз вызывали на допросы в Службу безопасности Украины (8, 20 и 22 сентября 2010 года), где он допрашивался в качестве свидетеля по делу о растаможивании импортного газа.
 
Сама Ю. Тимошенко в очередной раз сообщила, что «никаких обвинений против меня, кроме тех, которые связаны с выплатой пенсий в кризис за счет экологических денег, как считает прокуратура, не предъявлено» (1).
 
Таким образом, кроме выдвинутых Юлии Тимошенко обвинений в нецелевом использовании бюджетных средств, в том числе и по Киотскому протоколу, судя по содержанию информации, которую следственные органы пытаются получить от ее бывших подчинённых, претензии к экс-главе правительства касаются эпизодов с присвоением газа частной компании РУЭ, а также деятельности компании «Нафтогаз Украины» в целом.
 
В случае с Ю. Луценко речь может идти не только о получении компромата на Ю. Тимошенко, но и о наказании его за организацию и участие в незаконных репрессиях против активистов и функционеров Партии регионов после государственного переворота 2004 года. Под эти репрессии попали тогда нынешний вице-премьер Б.Колесников и покойный ныне видный деятель Партии регионов, яркий политик, один из организаторов сопротивления государственному перевороту 2004 года Е.Кушнарёв.
 
Из анализа обвинений в адрес подчинённых Ю. Тимошенко и лиц из её окружения можно сделать вывод о том, что:
 
1) все обвинения, так или иначе, связаны с нецелевым расходованием средств и злоупотреблениями служебным положением, т.е. обвинения носят подчёркнуто уголовный характер и касаются махинаций с финансами и чужим (государственным) имуществом;
 
2) все обвинения в адрес лично Ю. Тимошенко относятся к последнему периоду её деятельности и не касаются прошлых обвинений в коррупционной деятельности и прочих имущественных преступлениях во время премьерства П.Лазаренко;
 
3) сами факты и события (т.е. сюжетная основа), по которым даются оценки на предмет их несоответствия нормам законов Украины, сомнения не вызывают и, например, Ю. Тимошенко не оспариваются. Оспаривается обвиняемыми лишь сама оценка этих фактов как основания для судебного преследования.
 
Нельзя отрицать, что применение закона действующей властью против политических конкурентов В.Януковича и Партии регионов носит избирательный характер. Однако, во-первых, такой же избирательный характер имела кампания репрессий против видных представителей Партии регионов в 2005 году, сразу после государственного переворота 2004 года, так что правящая ныне партия лишь использует в своих интересах традицию, сложившуюся и укрепившуюся в период пребывания у власти В.Ющенко и Ю.Тимошенко. Эта традиция действует лишь в рамках объективно сложившейся правовой культуры на Украине (абстрагируясь от её оценок).
 
Во-вторых, избирательное применение закона (практика исключений для «своих»), будучи порочной в том, что не распространяет одни и те же нормы закона на всех, нарушая принцип равенства всех граждан Украины перед законом, никоим образом не отменяет уже совершенные обвиняемыми (Данилишиным, Тимошенко, Луценко и пр.) преступные деяния и не может квалифицировать их оценку иначе.
 
Характер и стиль представления обвинений призваны подчеркнуть сугубо уголовную, а не политическую подоплёку преследования Ю. Тимошенко и её окружения. Однако доведение до логического конца всех начатых дел может серьёзно дискредитировать в глазах граждан Украины лидера БЮТБ и саму эту политическую силу. Поскольку обвинения касаются конкретных эпизодов деятельности Кабинета министров, возглавлявшегося Ю. Тимошенко, связаны с имущественными злоупотреблениями и свежи в памяти населения - к ним выше степень доверия, они более понятны общественности. Партия регионов предусмотрительно не трогает эпизоды, связанные со старыми обвинениями Ю. Тимошенко в бытность её главой ЕЭСУ, но это вовсе не означает, что к этой теме следственные органы больше не вернутся.
 
При этом одновременное нахождение под следствием ряда ведущих деятелей БЮТБ и сторонников Ю. Тимошенко, включая и её саму, накладывают неизбежные ограничения на их политическую деятельность и не дают им возможности эффективно защищать друг друга.
 
Основной упор в судебных преследованиях оппонентов Партии регионов пришёлся на БЮТБ как наиболее опасных своей непримиримостью конкурентов нынешней власти. Ю. Луценко стал объектом судебного преследования не как представитель НУНС, а как член правительства Ю. Тимошенко, на котором лежит вся полнота ответственности за злоупотребления служебным положением.
 
Информация о нецелевом расходовании Ю.Тимошенко средств государственного бюджета, в том числе и связанных с Киотским протоколом, является пока что главным обвинением в её адрес. С точки зрения украинского общественного мнения оно является очень спорным, а среди её сторонников вообще расценивается как заслуга. В плане дискредитации Ю. Тимошенко в глазах населения Украины оно, скорее всего, неэффективно.
 
Поэтому можно смело предположить, что в данный момент основная цель начатой судебной кампании состоит не в том, чтобы вызвать неприятие украинским обществом противозаконной деятельности бывшего премьер-министра страны, а в дискредитации Юлии Тимошенко в глазах авторитетных европейских и международных структур и зарубежных политиков. Реальные и доказанные обвинения в нецелевом использовании сумм, связанных с Киотским протоколом, касаются нарушения правительством Ю.Тимошенко международных обязательств Украины и призваны нейтрализовать критику в адрес нынешней украинской власти со стороны международных структур, и в первую очередь ЕС, а также политических лидеров Запада.
 
После создания в среде зарубежных политических элит в отношении обвинений Ю. Тимошенко атмосферы терпимости ей, не исключено, будут выдвинуты дальнейшие обвинения уже по сугубо внутриукраинским делам без риска для власти быть обвинённой со стороны Запада «в нарушении демократии», «авторитарных тенденциях» и пр. В этом случае речь может идти об иных эпизодах нецелевого расходования средств, связанных, например, с закупкой антигриппозных препаратов, злоупотреблениями при бесплатной выдаче государственных актов на право собственности на землю и пр.
 
Не исключено, что стратегия судебного преследования Ю. Тимошенко и видных фигур из её окружения призвана довести судебные дела до приговора и полностью нейтрализовать БЮТБ как политических оппонентов Партии регионов к ближайшим парламентским выборам, когда бы они ни состоялись. Это предположение объясняет игнорирование властью опасности некоторого увеличения рейтинга Ю. Тимошенко в результате «эффекта мученицы». Возможно, что и дата выборов будет определяться в том числе с учётом даты завершения расследования по делу самой Ю. Тимошенко и её сообщников.
 
Судебное преследование Ю. Тимошенко, не исключено, рассматривается властью в лице Партии регионов как возможность пресечь на будущее порочную популистскую политику в принципе. Отличительная черта такой политики, в частности правительства Ю. Тимошенко, - периодическое перебрасывание финансовых средств, предназначенных для целевых расходов на подкуп избирателей в той или иной форме, без получения непосредственной личной выгоды главой правительства и её министрами. Но доказать подкуп избирателей технически трудно, поэтому и была избрана наиболее эффективная тактика поиска и доказательства эпизодов нецелевого расходования средств Кабинетом министров Ю.Тимошенко. А эти факты уже отрицать будет весьма сложно.
 
 
______________________ 

(1) http://www.pravda.com.ua/rus/news/2010/12/27/5720125/

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору