Информационно-аналитическое издание

Донецк: война войной, а «Звезды мирового балета»…

Версия для печатиВерсия для печати

Международный фестиваль «Звезды мирового балета» в очередной, двадцать третий раз прошел в прифронтовом ныне Донецке. Война, развязанная пришедшими к власти в результате государственного переворота нацистами против непокорного Донбасса, внесла определенные коррективы в состав участников. Если в довоенные годы (а впервые «Звезды мирового балета» зажглись над Донецком осенью 1994 года) на приглашение основателя фестиваля прославленного танцовщика Вадима Писарева откликнулось в общей сложности более 400 звезд мирового балета из 30 стран мира, то в нынешнем празднике классического танца отважились принять участие представители лишь США, Нидерландов, Южной Кореи и Болгарии. Отважились – самое верное определение поступка балерин и танцовщиков из этих стран, власти которых послушно поддержали санкции против России в связи с ее мифической «агрессией» в Донбассе. К тому же артисты балета, приехавшие в шахтерскую столицу, определенно могут быть занесены в список «стукаческого» сайта «Миротворец», куда давно уже автоматически попадают люди творческих профессий, рискнувшие выступить в возвратившемся в Россию Крыму, а также на территории ДНР или ЛНР.

Ну и, конечно же, традиционно не остались в стороне артисты балета из Белоруссии и особенно России. Для российских балерин и танцовщиков донецкий фестиваль давно стал родным – за прошедшие годы на сцене «Донбасс оперы» блистали Нина Ананиашвили, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Нина Семизорова и Марк Перетокин, Илзе и Андрис Лиепы, Анастасия Волочкова, Николай Цискаридзе… Впрочем, перечислять прим и премьеров можно до бесконечности. И не исключено, что именно их отзывы об уровне донецкого фестиваля привели к тому, что участие в нем стали принимать целые хореографические коллективы известных театров мира – Большого и Мариинского, Московского государственного театра «Российский балет» под руководством Вячеслава Гордеева, Московского театра танца «Гжель», Датского королевского балета и других. А своеобразным «освящением» фестиваля можно считать присутствие на нем таких легендарных мегазвезд, как Галина Уланова, Юрий Григорович, Владимир Васильев и Михаил Лавровский.

Но в 2014 году балетное созвездие в небе над Донецком скрыли дымы пожарищ, и многим показалось, что XX фестиваль, состоявшейся осенью 2013 года, когда в столице Украины уже вовсю бесновался предшествовавший госперевороту майдан, станет последним. Город содрогался от артобстрелов, ожесточенные бои велись в аэропорту, носящем имя великого земляка, уроженца земли Донецкой Сергея Прокофьева. Каратели, прикрывавшиеся, как фиговым листком, придуманным определением «антитеррористическая операция», рвались к границе с Россией, дабы отрезать от нее Донбасс, а потом просто задушить его в назидание другим строптивым регионам.

– В начале того лета, закрывая сезон, мы не знали, соберется ли коллектив осенью, - рассказала автору этих строк заведующая литературной частью Донецкого академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко Татьяна Мельникова. – Тем более что многие артисты, кто мог, конечно, уехали подальше от войны. Но в сентябре, когда обстановка более-менее стабилизировалась, хотя и не было полной ясности в сложившейся ситуации, состоялся наш разговор с директором театра Василием Ивановичем Рябеньким. «Будем созывать труппу?» – спросил он. Решили попробовать. На удивление, откликнулись многие. Уже в сентябре состоялся первый спектакль. Почти бесплатный. В зале заняли места «согласно купленным билетам» 900 человек. А еще тысяча зрителей стояла у входа. Василий Иванович велел впустить всех. Спектакль прошел при аншлаге и под овации. Но самое главное было по окончании – зрители вставали на колени и благодарили директора за то, что театр ожил.

* * *

А он не находил себе места – за стенами театра громыхали разрывы снарядов и мин. Потом был детский спектакль, и вновь мамы, приведшие детей на оперу «Приключения Буратино», не покидали зал, несмотря на канонаду.

И лишь посвященные знали, точнее могли догадываться, каких усилий стоило возрождение театра его директору, перенесшему незадолго до войны сложнейшую операцию.

Василий Иванович, человек отзывчивый и эмоциональный, все, в том числе и разбомбленный карателями располагавшийся в районе шахты имени Засядько склад театральных декораций, пропускал через свое сердце. В итоге оно не выдержало такой нагрузки.

Но спасенный им театр помнит Рябенького и продолжает работать, не обращая внимания на хулу и клевету украинских СМИ, на неопределенность минских соглашений, на де-юре замороженную, но де-факто продолжающуюся войну. И очередной фестиваль «Звезды мирового балета» - лучшее тому подтверждение. Хотя война и внесла, как уже было сказано, свои коррективы. И не только в состав участников, но и в программу праздника.

Конечно, традиционно фестиваль открылся премьерой балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Но с главными сюрпризами давно уже искушенная в тонкостях балета публика столкнулась во время двух гала-концертов, всегда являвшихся изюминками праздника.

Донецкие балетоманы открыли для себя болгарский дуэт - солистов Софийской оперы и балета Марту Петкову и Николу Христова Хаджитанева.

Бурные овации венчали выступления солистов Национального балета Сеула Эн Жин Сун и Янга Ю Ми. И совсем символично (равно как и поучительно для нынешних политиков) смотрелась интернациональная пара – американская балерина Карли Дермингер и ее российский партнер Игорь Пугачев, исполнившие па-де-де из балета Риккардо Дриго «Талисман». Еще одним сюрпризом для донецких балетоманов стали сцены из балетов «Анна Каренина» и «Евгений Онегин» в исполнении солистов Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана Лилии Лищук и Олега Маркова.

Лилия Лищук

В театрах мира о Донецком фестивале знают все, добрую славу ему создали участники прежних лет. Поэтому и не страшат киевские угрозы, не пугает трудность дороги. Если раньше перелет из Москвы в Донецк занимал около двух часов, а из Питера – на час больше, то теперь из-за нацистского «Не пущать!» на дорогу уходят почти сутки.

Тем ценнее участие сегодняшних гостей, особенно из Южной Кореи, которым, как объяснил Вадим Писарев, приходится добираться до Донецка на «перекладных»: сначала на авиационных - из Сеула в Токио, потом из Токио в Москву, из Москвы в Ростов, а уже оттуда на автомобиле в Донецк.

Но, на мой взгляд, прошедший фестиваль все-таки отличается от своих предшественников.

С одной стороны, война и устроенная бывшей «нэнькой» блокада не покорившегося нацистам региона сократили число принявших приглашение гостей, как зарубежных, так и украинских (число последних, впрочем, стремительно сокращалось на протяжении последнего десятилетия по причине хирения классического балета в театрах «самостийной»), с другой – позволили во всю ширь развернуться донецкой балетной труппе, которая и продемонстрировала где самостоятельно, где с участием приглашенных солистов из России, Болгарии, Белоруссии целые сцены из балетов «Дон-Кихот», «Корсар», законченные хореографические композиции.

«Корсар»

А в финале заключительного гала-концерта вместе с хором театра были исполнены знаменитые «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь».

* * *

Описывать танец словами – напрасный труд. Но все-таки хочется хотя бы штрихами отметить хореографичекую композицию «Память», поставленную Вадимом Писаревым на музыку Бетховена и исполненную мужским составом балетной труппы Донецкого театра. Балетмейстер и артисты сумели передать в танце дух борьбы, стойкость и жертвенность.

Именно так восприняли композицию зрители в зале. В эти последние годы многие из них побывали на измолоченной в развалины артиллерией «укропов» заповедной для дончан и луганчан Саур-Могиле, где сейчас громоздятся обломки еще три года назад величественного монумента, увековечившего память красноармейцев, прорвавших Миус-фронт и освободительной лавиной покатившимся по югу Украины.

Для донецких война войной, а фестиваль – по расписанию. В этом уверен и народный артист СССР Иосиф Кобзон, в девятый раз приехавший в Донецк. «Уверен, рано или поздно, но война и здесь, в Донбассе, отступит под натиском добра и любви, которые нам дает, в том числе, и балетное искусство», - подчеркнул, выступая на открытии фестиваля, Кобзон. И процитировал строки из стихотворения Роберта Рождественского «Что же такое “мы”»:

«Глядя в лицо огня 
я говорю тревожно: 
можно
убить
меня.
Нас

убить невозможно!»

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору