Информационно-аналитическое издание

ГТС Украины: выбор между Россией и Европой

Версия для печатиВерсия для печати

Экономические, политические, финансовые страсти вокруг украинской ГТС не утихают, а порой, кажется, приобретают новый, более мощный накал. В определенной мере, а точнее в определенной части украинской газовой трубы заинтересованы кроме самой Украины, Россия и ЕС. В сложившейся ситуации, которая по известным причинам (введение в строй первой ветки «Северного потока») не может длиться сколь угодно долго, украинское руководство пытается выжать из торгов вокруг национальной ГТС максимум возможного, исходя при этом из собственных геоэкономических и геостратегических интересов.

Москва еще в начале 2009 года заявила о своей готовности участвовать в модернизации ГТС Украины. В свою очередь Брюссель дает деньги на модернизацию украинской газотранспортной системы. В качестве первого платежа планировалось выделить около $310 млн. В целом же инвестиции в систему до 2018 года должны составить $6,5 млрд. Однако с началом работ стороны не спешили.

Время шло. Торги украинской стороны с потенциальными инвесторами продолжались с большей или меньшей степенью успешности, в зависимости оттого, кому Украина делала более выгодные предложения-намеки.

Однако лимит времени, отведенного для торгов, практически исчерпан. Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов прямо заявил, что «условия участия России в модернизации Украинской ГТС вполне понятны. Это участие в управлении ГТС Украины в качестве совладельца или в какой-либо другой форме. Совершенно ясно, что без получения доступа к управлению ГТС, то есть без понимания того, что Россия сможет в том или ином виде участвовать в определении будущего ГТС, соответственно минимизировав свои политические риски, без этого никакого участия в модернизации ГТС со стороны России или конкретно "Газпрома" не будет».

Но подобные предложения и заявления российской стороны украинское руководство не устраивают, поэтому Украина надеется на европейских подрядчиков, которые и должны будут вдохнуть новую жизнь в украинскую ГТС.

Евросоюз, несмотря на многочисленные комментарии экспертов, опровергающие это, не отказывается выступить основным игроком в деле модернизации украинской ГТС. В рамках Инвестиционного инструмента соседства (NIF) ЕС в настоящий момент финансирует технические, экологические и социальные исследования, в которых нуждаются три международных финансовых института (Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития) в рамках своих процедур надлежащего контроля. Эти исследования включают в себя оценку первой фазы обновления газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород». В заявлениях Еврокомиссии – высшего органа исполнительной власти Евросоюза  - отмечается: «...около 20% всех поставок газа в ЕС направляется через территорию Украины…

ЕС должен поддержать усилия по реабилитации газотранспортной системы Украины и одновременно по улучшению прозрачности и правовых рамок в газовой сфере», а также стремиться к «быстрой интеграции Украины в Энергетическое сообщество».

Украинская сторона, безусловно, приветствует подобные заявления европейских партнеров. Юрий Бойко, министр энергетики и угольной промышленности Украины, находясь 20 сентября на неформальном совете европейских министров по энергетике во Вроцлаве (Польша), пригласил всех присутствующих приехать 29 сентября в Киев на конференцию по модернизации ГТС страны. О своем участии сразу же заявил комиссар по вопросам энергетики Еврокомиссии Гюнтер Оттингер.

По словам еврокомиссара, вопрос модернизации украинской ГТС уже в первых числах октября еврокомиссия будет обсуждать с банками и заинтересованными структурами. «Не следует забывать, что Украина для нас остается самой важной страной-транзитером газа, и она и останется такой благодаря модернизации ГТС, и мы сможем вместе двигаться в будущее», - сказал Гюнтер Оттингер.

Но как такие оптимистические заявления соотносятся с планами российской стороны? И какую роль желает отвести России украинская сторона?

После того как премьер-министр Украины Николай Азаров высказал мнение о целесообразности создания газового трехстороннего консорциума, европейские политики стразу же проявили повышенную заинтересованность в деле модернизации украинской газотранспортной системы. Испанский парламентарий Луис Фрага подчеркнул, что создание трехстороннего консорциума позволит, в частности, испанским компаниям принимать участие в модернизации украинской ГТС. «Такое трехстороннее сотрудничество в формате Украина–Россия–Европа создает возможности для испанских фирм принимать участие в модернизации украинской ГТС», – отметил испанский депутат.

Однако войдут ли европейцы в состав предложенного украинским премьером консорциума - неизвестно, да и маловероятно. По крайней мере, российская сторона в создании такого консорциума мало заинтересована. «”Газпром” не относит к числу приоритетных идею создания трехстороннего консорциума вместе с Украиной и Евросоюзом для управления украинской газотранспортной системой», - заявил председатель правления российского газового холдинга Алексей Миллер.

За ответом на непростые вопросы по оценке сложившейся ситуации вокруг газотранспортной системы Украины автор статьи обратился к директору «Центра политического маркетинга» Василию Александровичу Стоякину.

Каковы возможные действия руководства Украины по управлению ГТС? Возможна ли консервация ее, чтобы российский газ не мог попасть в Европу?

Консервация части ГТС упоминалась не в контексте «блокады», а из соображений экономии - нет глубокого смысла в поддержании в работоспособном состоянии трех ниток суммарной мощностью 150 млрд. кубометров  при транзите 80. Другое дело, что, помимо транзита, существует собственное потребление. А вот для него третья нитка таки нужна.

Какие уступки по цене на газ Украина может получить от России? Что она может предложить взамен?

В случае передачи России прав на 1/2 ГТС или вступления в ТС Украина может получить временную скидку на газ. Время ее действия будет небольшим, максимум - до введения единых цен на газ на территории России.

Возможен ли допуск европейских компаний для модернизации газовой системы Украины?

Допуск европейских компаний для модернизации ГТС был оговорен «Брюссельской декларацией», подписанной Ю. Тимошенко в 2009 году. Никаких мер в этом направлении не предпринималось, поскольку европейские компании не заинтересованы в модернизации украинской ГТС. Целью декларации было получение доступа к управлению ГТС, отметил эксперт.

 

***

Вот и наступил момент истины. Западу нужно сохранять привлекательность для Украины, несмотря на трения в вопросах «продвижения демократии и преследования политических оппонентов», не отказывается ЕС и от доступа к управлению украинской ГТС. И Евросоюз уже сделал некоторые уступки украинской стороне. В частности, во время переговоров о создании Зоны свободной торговли ЕС согласился предоставить Украине значительную квоту на беспошлинный ввоз в ЕС аграрной продукции.

Но и Россия на украинском направлении предприняла ряд небезуспешных усилий. После череды ни к чему не приводивших переговоров в конце сентября между Россией и Украиной было достигнуто взаимоприемлемое соглашение. Москва согласилась снизить цены на газ для Украины, в частности для коммунальных предприятий и частных потребителей, до внутрироссийских $120 за 1 тыс. куб. м. А Киев снизит тарифы на транзит газа в Европу до себестоимости и поставит на рассмотрение вопрос об управлении газотранспортной системы.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, комментируя последнюю встречу лидеров России и Украины, заявил следующее: «Я считаю, что самый реалистичный вариант – это передать России как минимум 50% этой трубопроводной системы, а Россия, со своей стороны, предоставит серьезные скидки, так как неофициальная позиция гласит: в случае слияния “Газпрома” и “Нафтогаза” цена в Украине будет такой же, как и в России».

Переход ГТС под контроль России может произойти и иным путем. Директор Международного Института Демократии Сергей Таран, комментируя сложившуюся ситуацию, подчеркнул, что «Нафтогаз» будет ликвидирован, раздроблен, продан через какую-то, очевидно, западную биржу. Вопрос в том, кто купит обломки «Нафтогаза». Может так случиться, что это будет какая-то российская компания. Такой вариант тоже возможен.

Некоторые эксперты полагают, что допуск России к управлению украинской ГТС может повлиять и на строительство черноморской газовой артерии России в Европу – «Южного потока». Зачем строить новый газопровод и вкладывать в него большие деньги, если Россия будет иметь реальный контроль над перемещением газового потока по территории Украины?

Пока эксперты делают прогнозы, руководство двух стран предпринимает конкретные шаги. На октябрь запланированы встречи президентов Украины и России. Сначала в Киеве состоится заседание двухсторонней межгосударственной комиссии на высшем уровне, а затем 18 октября в Донецке пройдет региональный экономический форум. В ходе этих встреч готовится к подписанию солидный пакет документов. Надо полагать, что у двух стран есть общие интересы. И их немало.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору