Информационно-аналитическое издание

Харьков и ЕС: слишком дорогая евроинтеграция

Хьюг Мингарелли в Харькове
Версия для печатиВерсия для печати

В апреле Харьков посещал глава представительства ЕС на Украине Хьюг Мингарелли (Hugues Mingarelli). Цель визита этого европейского чиновника в область – показать успехи евроинтеграции региона за последние пять лет. Чтобы и после выборов Харьков двигался в Европу.

Попытаемся разобраться, чего действительно смогли достигнуть на этом поприще. Как известно, одной из основных задач ставленников проамериканского режима в Харькове с момента госпереворота было максимальное сокращение всевозможных экономических связей региона с Россией. Такая политика объяснялась якобы экономической зависимостью от «агрессора» и необходимостью диверсифицировать экспорт. Игорь Райнин, экс-губернатор области, а затем  глава администрации проигравшего президентские выборы П. Порошенко, в открытую в 2015 году приказывал капитанам здешней промышленности искать новые рынки вне России и прекращать с ней торговать.

Естественно, делалось это через колено. Интересы ведущих харьковских промышленных предприятий никто не учитывал. Чтобы подсластить пилюлю, чиновники постоянно обещали, что временно возникшие трудности вскоре компенсируются за счёт открывающихся перед харьковчанами якобы огромных перспектив торговли со странами ЕС и непосредственными хозяевами киевского режима – Соединенными Штатами. Под это дело с помпой открывали множество различных совместных проектов (к примеру, офис Харьковской ОГА в Вашингтоне), устраивали постоянные визиты в Харьков европейских и американских государственных деятелей. И все они пять лет твердили одно и то же: вскоре сюда хлынут инвестиции, харьковчане заживут, что называется, богато и сыто.

Иногда даже стали показывать конкретные утешительные примеры харьковской евроинтеграции. Мол, наконец-то освободились харьковчане от российской «экономической зависимости». При этом скромно умалчивали о цене, которую пришлось заплатить за эти евроинтеграционные проекты.

На самом деле антироссийская политика киевского режима принесла огромные убытки Харькову и миллиардные экспортные потери. Так, в 2013 году на долю России приходилось около 50% экспортных операций Слобожанщины. Если экспорт Харьковщины в 2013 году составлял $1 млрд 987,3 млн, то, по последним официальным данным, за 11 месяцев 2018-го он составил $1 млрд 168,3 млн. Падение экспортной торговли составило более 35%. Харьковчанам пришлось платить дань Западу в виде ежегодных недопоступлений в регион в среднем $700 млн экспортной выручки.

Как результат этой политики – сейчас Харьковская область ворвалась в число лидеров по сокращению населения наряду с Донецкой и Днепропетровской. По мнению экспертов-демографов, рождаемость сократилась в связи с тем, что харьковчанки откладывают материнство из-за низкой зарплаты, а позже не могут родить детей по причине хронических заболеваний.

Но, несмотря на катастрофические показатели в экономике, полностью оторвать регион от России, сделать второстепенной торговлю с РФ Западу за пять лет не удалось. Россия для Харькова остаётся по-прежнему важнейшим торговым партнером. При этом, если смотреть в будущее, для развития промышленной отрасли – важнейшей в плане доходов для региона, РФ является локомотивом, способным вытянуть этот сектор экономики из продолжающегося пятый год системного кризиса. Сами производители ведущих промышленных предприятий региона научились обходить антироссийские санкции. В данном случае, как это ни странно на первый взгляд, повальная коррумпированность украинских чиновников сыграла на руку.

Сейчас на Россию приходится 23% харьковского экспорта, благодаря чему РФ остается важнейшим торгово-экономическим партнером региона, далеко опережая другие страны по этому показателю. Так, удельный вес экспорта в Германию составил 3,04% ($35,6 млн.), в Испанию 1,9% ($22,3 млн.), в Италию 1,09% ($12,8 млн.), во Францию 0,7 % ($8,4 млн.), Великобританию 0,8% ($9,6 млн.). Среди стран ЕС в лидерах по торговле с Харьковом выступает Польша, сохранившая со времен СЭВ торговые связи с регионом. Экспорт в неё составил $53,4 млн., что в процентном соотношении составило 4,6%. И на фоне этого «европейского» прорыва экспорт в Российскую Федерацию составил $268,3 млн!

Помимо стран ЕС и России, внешнеторговые операции харьковские предприятия осуществляли с партнёрами из 154 стран мира, в том числе Япония (5,7% всего экспорта), Грузия (5,4%), Египет (4,8%) и Беларусь (4,5 %.). Таким образом, Европа для харьковского экспорта имеет меньшее значение, нежели страны бывшего соцлагеря, Азии и Северной Африки. Не говоря уже о России.

Характерно при этом, что результатом антироссийской политики в Харькове стал обвал экспортных позиций как на российском, так и на европейском направлениях. До госпереворота и подписания печально известного соглашения об ассоциации Украины с ЕС харьковчане экспортировали в страны Евросоюза больше продукции, нежели сейчас. В 2013-м экспорт в ЕС составил $309,7 млн. (падение на 12%). А вот для экспорта в Россию этот показатель тогда составлял примерно $994 млн. И в данном случае приходится говорить о катастрофическом падении – в 3,7 раза!

Что же могут ответить европейские покровители пагубного для региона антироссийского евроинтеграционного курса? По словам всё того же г-на Мингарелли, Харьковщина является наиболее развитой частью Украины. «Потенциал вашего региона огромен во всех секторах – и в агропромышленном, и в машиностроительном, и в химическом, и в энергетическом. И во всех секторах мы готовы сотрудничать», – обещает он.

На деле же оказывается, что сотрудничают европейцы только в тех проектах, которые либо имеют стратегическое значение в геополитическом противостоянии с Россией, либо дают возможность быстро обогатиться за счет кредитования. В первом случае речь идет о совместных антироссийских проектах в энергетике с такими предприятиями как «Турбоатом» и Национальный научный центр «Харьковский физико-технический институт» (в части хранилища отработанного ядерного топлива).

Для европейцев также имеет огромное значение окучивание местного аграрного бизнеса через различные программы кредитования, дабы подобраться к земельным ресурсам и быть готовыми к её большой скупке в будущем. Плюс к этому – различные кредитные программы в сфере инфраструктуры, одним из которых является кредит ЕБРР на строительство двух станций метро в Харькове. В последнем случае европейцы банально покупают местную чиновничью элиту, зная о коррумпированности оной. Не секрет, что на подобного рода коммунальных стройках местная власть прилично наживается на «откатах». По-другому чиновники на Украине работать в этой сфере не умеют. Нет сомнений, что и на кредитных линиях от ЕБРР заработают. А вот платить с процентами будут простые харьковчане, в том числе за счёт постоянно растущих тарифов.

К последнему визиту г-на Мингарелли в Харькове был организован инвестиционный форум Kharkiv SME Day, где представители ЕБРР и подобных ему европейских финансовых институтов как раз представили свои программы поддержки малого и среднего бизнеса в регионе. Помимо вышеупомянутого господина в мероприятии принимали участие глава украинского представительства Европейского инвестиционного банка Жан-Эрик де Загон и ряд высокопоставленных местных чиновников, начиная с губернатора Ю. Светличной.

На распространении положительного опыта сотрудничества местного бизнеса со структурами ЕС и был построен последний вояж европейских покровителей киевского режима. Что же они сделали в этом направлении? Еврочиновники в этом отношении приводят пример основания на базе Харьковской торгово-промышленной палаты при поддержке ЕБРР некоего Центра информационной поддержки бизнеса. Якобы благодаря работе данного центра харьковчане не только узнают о существующих возможностях, финансовых предложениях и проектах, но и начали пользоваться конкретными программами помощи от Евросоюза.

Один из примеров такого сотрудничества – помощь местному предприятию «Велотрейд» со стороны харьковского офиса ЕБРР в рамках программы EU4Business. Как оказалось, для «Велотрейда» провели стандартное маркетинговое исследование о перспективах рынка велосипедов и конкретных предпочтений харьковчан в выборе данного товара.

Дело вроде бы полезное. Но когда мы возьмем в сумме подобные проекты в рамках данной программы, то столкнемся с ничтожной величиной. Как оказалось, данная программа на Украине работает с 2010 года, и на сегодняшний день в стране реализованы за всё это время только 1000 проектов. Речь, напомним, идёт о помощи малому и среднему бизнесу, где, как правило, работают от одного до 50 человек.

Характерно, что в Харькове в прошлом, 2018 году с помощью здешнего офиса ЕБРР были реализованы всего 20 подобных проектов.

И так практически по всем направлениям сотрудничества Харькова с Евросоюзом. Помимо проекта строительства двух станций метрополитена, местные чиновники постоянно приводят в пример обновление парка электротранспорта в городе. Но при этом мало кто указывает, что на смену старым советским троллейбусам и трамваям сюда прибывает подержанная польская или немецкая техника. Европейцы просто умело втюхивают подлежащий к утилизации свой электротранспорт за свои же кредитные ресурсы. Наживаются на этом местные чиновники и представители ЕС, а платят всё те же харьковчане.

То же самое можно сказать о проектах в медицине. Европейцы одной рукой с подачи своих ставленников в украинском Минздраве разрушают здешнюю систему здравоохранения и активно продвигают на рынок свои фармацевтические компании. А другой за счёт кредитных линий участвуют в проектах по восстановлению медицинских учреждений. В Харьковской области за счет средств Европейского инвестиционного банка будет отремонтировано пять больниц. Но кто в них сможет лечиться после реализации всех задумок пани Супрун?

Как показывает жизнь, европейские покровители нынешней власти на Украине реализуют в экономике Харьковщины только те проекты, которые делают регион классическим аграрно-сырьевым придатком Запада. И не более того. А высокопарные слова об огромном потенциале региона, в первую очередь в промышленности, так и остаются словами. Никто не собирается из Харькова делать себе конкурента. Поэтому никаких серьёзных проектов с Харьковским авиазаводом, Харьковским тракторным заводом и прочими предприятиями этой сферы нет.

Даже поддержка малого и среднего бизнеса на поверку оказывается обычным пиар-проектом для обработки общественного мнения в соответствующем прозападном духе. На деле же местный бизнес сталкивается с большими проблемами, вызванными антироссийской направленностью государства, коррумпированностью местной власти и оттоком квалифицированных специалистов и рабочей силы в Россию и те же страны ЕС. Но решить их невозможно в рамках проводимой на Украине нынешней пагубной экономической политики.

А чтобы сменить её, нужны политическая воля и мужество. Поскольку вырваться из удушающих объятий евроинтеграции Харькову будет не так просто.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
создание сайта: drupal-service.ru