Информационно-аналитическое издание

Харьков: от высокой культуры к неонацистскому одичанию

Версия для печатиВерсия для печати

Милен Демонжо и Ален Делон на кинофестивале «Харьковская сирень». 11 мая 2012 г.

На уровне внутренней жизни и локальных инициатив культурная жизнь в Харькове пока что продолжается. В частности, 7 июля с.г. в румынском городе Яссы на большом международном конкурсе духовной музыки памяти Гавриила Музическу (Музыченко), проводимом ежегодно местной православной митрополией, в любительской номинации главный приз получил камерный хор Харьковского политехнического университета. В конце июня в городе прошел День музыки, в рамках которого инициативная молодежь самостоятельно и разножанрово (от рока до камерного пения) организовала и заполонила творческие площадки. Состоялась в конце мая и акция «Музыка на улице». Пока стрельбы нет, молодежь поет, проявляет активность. Но это всё, подчеркнем, уровень муниципальный.

Не обходится и без болезненности. В муниципальной галерее на одном из молодежных плакатных вернисажей прозвучали русофобские выкрики, так что собравшимся – город-то культурный! – стало даже неудобно. Что-то подобное – руссконенавистническое – выставлялось в Ермилов-центре (в подвале национального университета им. Каразина). Отдельные персоны из молодых русскоязычных поэтов в прогибе перед хунтой пишут подобострастные комментарии на странице Авакова в «Фейсбуке». И пусть бы себе, да вот призывают они к «окончательной зачистке сепаратистов». Это – удивительный феномен манкуртизации и зомбирования сознания. Люди становятся нерусью или вырусью, практически незаметно для них самих.

Кто-то даже высказался в том духе, что, видя такие картины, начинаешь верить, что в атмосферу, а то и водопровод целенаправленно подмешиваются какие-то психотропные вещества, вызывающие крайнее ослабление критического мышления. Например, харьковский поэт Илья Риссенберг, лауреат международной либеральной литературной «Русской премии» (Фонд Ельцина, который возглавляет С. Филатов), дошел до того, что публикует в «Фейсбуке» откровенно необандеровские, нацистские стишки, порой с матерными русофобскими посылами.

На официальном областном уровне, где генеральную общественно-политическую линию проводит ставленник киевской хунты «губернатор» Балута, культурная картина тягостна. При хунтостроителях Харьков недосчитался сразу нескольких престижных международных культурных форумов, часть из которых учреждалась еще Евгением Кушнаревым в начале 1990-х. Эти престижные форумы, известные уже во всем мире, попросту не состоялись.

* * *

На рубеже февраля-марта вот уже более полутора десятилетий в Харькове проводился Международный поэтический фестиваль памяти Б. Чичибабина. Подход устроителей фестиваля заключается в предъявлении состоявшихся литературных персон, в силу распада единого культурного пространства оказавшихся вне поля зрения харьковских любителей русской словесности. В разные годы здесь побывали такие авторы, как А. Кушнер (Санкт-Петербург), Е. Рейн, Ю. Кублановский, Д. Сухарев (Москва), С. Кекова (Саратов), питерцы А. Пурин, А. Леонтьев, А. Фролов, А. Остудин (Казань), И. Каренина (Минск). Киев не раз бывал представлен Н. Бельченко, И. Кручиком, А. Кабановым, Д. Бураго. Участвовали в фестивале также стихотворцы других городов, пишущие на украинском языке, – лауреаты Национальной премии им. Шевченко – киевлянин-одессит Т. Федюк, херсонец А. Кичинский и другие.

Сборники с произведениями участников Чичибабинского фестиваля разных лет

Примечательно, что харьковской публике не нужен перевод – ни с украинского, ни с белорусского. В этом смысле Харьков, как никакой другой город, пожалуй, подходит для концентрации в нем евразийских сил и воль – и в духовном, и культурном, и геополитическом отношениях. К слову, в 2012 г. Чичибабинский фестиваль проходил под девизом «Евразийский транзит. Единство поэтического пространства».

Чичибабинский фестиваль. В Большом зале ХНУИ. В первом ряду слева направо: В. Алейников, И. Каренина, Г. Кружков, Л. Карась-Чичибабина. 30 марта 2013 г.

«Отзовись мне, Россия, коль есть еще ты у меня!» – воскликнул русский поэт-харьковчанин Борис Чичибабин, 90 лет со дня рождения которого любители русской словесности отмечали в январе 2013-го. На памятном концерте в Харьковской областной филармонии, что называется, яблоку негде было упасть.

* * *

В марте сего года по традиции должен был проходить Международный конкурс юных пианистов Владимира Крайнева, который проводит Харьковская муздесятилетка.

Это одно из самых престижных музыкальных состязаний, проводившихся на Украине. С 1997 г. он входит в Европейский союз молодежных музыкальных конкурсов. Харьков был выбран местом проведения конкурса, поскольку здесь прошли детские годы народного артиста Украины и СССР Владимира Крайнева, почетного гражданина города. В Харьковской музыкальной десятилетке пианист получил первые уроки музыки.

На протяжении уже двух десятилетий одаренные дети отправлялись в Харьков на этот конкурс раз в два года. Многие из лауреатов впоследствии становились учениками В. Крайнева в Высшей школе музыки и театра в Ганновере (под свое крыло мэтр собрал более двух десятков молодых исполнителей со всей территории стран бывшего СССР), участниками разнообразных фестивалей, стипендиатами фондов В. Крайнева и В. Спивакова. Многие участники и лауреаты конкурса впоследствии завоевывали премии на самых престижных международных конкурсах – Чайковского, Клиберна, Рубинштейна, королевы Елизаветы, Хамамацу и т.д., стали известными исполнителями и ведут активную концертную деятельность. Среди них – Александр Романовский, Илья Рашковский, Вадим Холоденко, Дмитрий Онищенко, Мария Ким, Елена Колесниченко и многие другие молодые музыканты Украины, России, других стран.

Лауреаты XI конкурса В. Крайнева на сцене Харьковской муздесятилетки. 27 марта 2012 г.

Увы, конкурс 2012 года оказался последним.

* * *

Оргкомитет международного кинофестиваля «Харьковская сирень», успевшего за пять лет существования собрать яркую гроздь участников и гостей, в этом году разместил такое объявление на своем сайте: «С большим сожалением сообщаем вам, что в связи со сложной политической ситуацией на Украине организационный комитет кинофестиваля «Харьковская сирень» вынужден перенести сроки проведения фестиваля в нашем городе. К сожалению, на данный момент мы не можем сообщить вам точную дату, когда состоится кинофестиваль… Как только прояснится ситуация в стране и станет известна дата проведения кинофестиваля, мы сразу сообщим об этом на официальном сайте…»

Ситуация в стране прояснится, похоже, не столь быстро, но чтобы о харьковской сирени не забыть окончательно, напомним, что в текущем году для участия в кинофестивале подали заявки представители 51 страны. А за пять лет в форуме приняли участие такие любимцы киношной публики, как Мишель Мерсье, Милен Демонжо, Пьер Ришар, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Максим Дунаевский, Владимир Фокин, Алла Сурикова, Аркадий Инин, Родион Нахапетов, специалист по спецэффектам обладатель приза Американской киноакадемии «Оскар» Юджин Мамут, мастер мультипликации владелица студии «Animagic» (США) Ирина Борисова и многие другие.

В рамках VI «Харьковской сирени» планировалось открытие мемориальных досок – на улице Сумской к 120-летию со дня рождения кинорежиссера и писателя Александра Довженко, а на улице Пушкинской – польскому кинодеятелю, историку и кинокритику Ежи Теплицу. Эти акции тоже отложили на неопределенный срок.

* * *

Что же получил Харьков вместо утраченных международных кино-, поэтического и музыкального фестивалей? Шествия майдаунов и ультрас, напичкивание города правосеками, аресты противников хунты, антирусские сейшны молодняка, который пока что не весь призван в ряды вооруженных сил для братоубийственной войны. И еще репрессии, в которых хунта поднаторела.

В «мирном» Харькове, рассказывают родственники арестованных, «культурные» охранники СИЗО СБУ лепят из хлебного мякиша фигурку Ленина, ставят на стол и говорят антихунтовским активистам, томящимся в застенках: «Ну, давай, защищай». Напомним, что спонтанная, на гражданском уровне оборона города начиналась с последних чисел февраля, когда волна правосеков прокатилась по всей Украине, снося повсеместно памятники Ленину. Харьковчане тогда не позволили вандалам свалить монумент, который занесен в списки памятников государственного значения. Дело не в Ленине, а в праве горожанам самим определять, что и где устанавливать и что и когда сносить.

Пришедшие к власти в Киеве неонацисты и проамериканские русофобы диктуют Харькову свою волю. Зомбировать население тем более легко, когда принудительно от вещания отключены все российские телеканалы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору