Информационно-аналитическое издание

Казус Гечи характеризует политику восточного папизма Варфоломея

Версия для печатиВерсия для печати

Много шума наделало недавнее заявление представителя Константинопольского патриарха при Всемирном совете церквей архиепископа Иова (Гечи). Он считает, что недавний синод в Стамбуле фактически ликвидировал Украинскую православную церковь Московского патриархата: «Отменой акта 1686 года отменена администрация Московской церковью Киевской митрополии и всех епархий в Украине. С канонической точки зрения это означает, что сегодня в Украине УПЦ МП больше не существует. Все архиереи теперь в Украине де-факто, согласно этому решению Синода, являются архиереями Вселенского престола, и они теперь должны ждать директиву Вселенского патриархата относительно своего дальнейшего функционирования и существования в перспективе предоставления автокефалии Православной церкви в Украине».

Конечно же, ответная реакция была молниеносной. Замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич иронично отметил: «В УПЦ точно уверены, что Константинополя 565 лет как не существует. Это исторический факт. Но, как кажется, на Фанаре этого до сих пор не заметили». И добавил: «А УПЦ существует. И это тоже исторический факт. И он очевиден».

Ещё как очевиден, несмотря на то что провластные киевские социологи с цифрами обращаются произвольно.

В СМИ постоянно фигурируют данные о том, что у канонической УПЦ МП 12 069 приходов, у «киевского патриархата» - 5144, у самосвятов автокефалов - 1195. Базируются они на данных украинского Минкульта за 2017 год.

А вот как выглядят эти данные в соответствии со сводкой этого же министерства, но уже на 1 января 2018 года: УПЦ МП - 12 348 зарегистрированных приходов, у «киевского патриархата» - 5167, у самосвятов автокефалов - 1167.

Как бы произвольно ни обращались с этими данными в информационном пространстве Украины, в любом случае раскольнические и самосвятские структуры, из которых Фанар и планирует создать «единую церковь», составляют лишь треть приходов страны, называющих себя православными.

А две трети православных приходов УПЦ (67,33%) на Украине архиепископ Геча назвал «не существующими». И даже придумал новое название для т. н. автокефальной церкви - «Православная церковь в Украине».

Не зря пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков на своей странице в Facebook написал следующее: «Звучат очень тревожные заявления архиепископа Иова (Гечи). Мы серьезно обеспокоены состоянием его душевного и духовного здоровья. При необходимости мы готовы помочь собрату с лечением или с направлением его на обучение в одну из семинарий нашей церкви».

Конечно же, Геча имел в виду, что теперь эти почти 12, 5 тыс. приходов «автоматом» перешли к Константинопольскому патриархату. Неплохой аппетит, прямо скажем. Особенно на фоне малочисленных и разбросанных по миру епархий Экуменического патриархата.

Напомним, что Геча не задерживался надолго ни в одной из епархий. На местах возникали чуть ли не бунты, и Фанар вынужден был переводить постоянно зарывающегося Геча с места на место, а теперь и вовсе дал чисто административную должность, так спокойнее.

Так откуда же взялся этот Геча? Правильно, из Канады. Происходит он из украинских эмигрантов, причем самосвятов т.н. УАПЦ. Эта неканоническая структура в начале 90-х была принята в состав Константинопольского патриархата, причем в обход всех существующих правил, т.е. без покаяния и, соответственно, без особой огласки.

Так Фанар ступил на скользкую тропу легализации самосвятов и раскольников. Выгода очевидна: украинские американские и канадские приходы – самые многочисленные и самые богатые в Экуменическом патриархате. К тому же еще и влиятельные: общеизвестна тесная связь украинской диаспоры с госструктурами и спецслужбами США и Канады.

Особо отметим, что каноничность украинских самосвятов США и Канады в составе Экуменического патриархата так и не признана поместными церквами, в том числе и Русской православной церковью. Так что можно сказать, что самого архиепископа Гечи с канонической точки зрения не существует.

Да и предложение о. Александра Волкова о «направлении на обучение в одну из семинарий нашей церкви» актуально для Гечи, несмотря на его докторскую степень. Ведь образование он получил в Канадском провинциальном университете, при котором действует Коллегия святого Андрея - местное учебное заведение Константинопольского патриархата.

Из этой же самосвятской среды США и Канады происходят и «экзархи» Фанара, направленные на Украину для формирования т. н. поместной церкви из раскольников-филаретовцев и самосвятов. Наиболее известен уроженец Львова епископ Илларион (Рудник): он уже пытался организовать в Киеве некие подворья Константинопольского патриархата в нулевые годы. Даже подружился с тогдашним президентом Ющенко. Но, мягко говоря, не преуспел: его миссия закончилась абсолютным провалом. Архиепископ Даниил (Зелинский) – второй «экзарх» Фанара – уроженец Ивано-Франковска, учился сначала в местной униатской семинарии, потом в Американском католическом университете. После перехода к самосвятам закончил еще и их семинарию…

Да и в образовании патриарха Варфоломея православной была лишь семинария на острове Халки. Очевидно, что основные знания были получены в Папском восточном институте Рима и Мюнхенском университете. И вовсе не кажется удивительным его превращение из церковного иерарха в агитатора Порошенко на предстоящих выборах. Но это Порошенко кажется, что он использует патриарха Варфоломея. На самом деле эта авантюра касается всего православного мира, в которой Украине отведена определенная роль. Подписание в минувшую субботу бумажки в Стамбуле, именуемой соглашением «О сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским Константинопольским Патриархатом», свидетельствует именно об этом.

* * *

Официальный сайт президента Украины сообщил: «Документ предусматривает, что Вселенский Патриарх предоставляет Томос, признавая независимость Украинской Церкви, и вручает его избранному на Соборе Предстоятелю, а Украинское государство содействует этим процессам». А сам Порошенко уже поспешил объявить, что подписанием настоящего соглашения якобы завершается процесс предоставления Украине томоса об автокефалии.

Фанар может пойти на любые шаги для достижения своей цели. А в СМИ навязывают точку зрения, что процесс с автокефалией закончится, так и не начавшись. Причина, мол, в банальном главенстве, т.е. кто именно возглавит новую структуру. Ведь не зря говорят, что где два украинца, там три гетмана… Но украинцев (жителей Украины) могут и не заметить.

Говорят, что на должность руководителя украинского филиала Фанара будет назначен тот самый архиепископ Иов (Геча). Не зря он уже и новое название для своей организации придумал и даже обнародовал.

Хотя если почитать на официальном сайте украинского президента сообщение о подписанном соглашении между Украиной и Константинопольским патриархатом, то обнаружим настоящий произвол. Создаваемую Фанаром «поместную церковь» называют как угодно: «православная Церковь в Украине»; «украинская Церковь»; «Украинская автокефальная православная Церковь»; «независимая автокефальная единая поместная украинская православная Церковь»; «Украинская Церковь»; «православная церковь в Украине»; «Новая автокефальная Церковь».

Украинские СМИ сообщают, что во главе «поместной церкви» может стать Винницкий митрополит Симеон (Шостацкий), находящийся в фаворе у Порошенко. Но Винницкая епархия УПЦ МП официально опровергает такие слухи, как безосновательные.

Видимо, и лжепатриарх Филарет не смирится с отстранением от столь вожделенной должности. А за ним стоят более чем агрессивно настроенные националисты.

Вот как прокомментировали все происходящее в Москве. «Последние шаги и решения патриарха Варфоломея, включая подписание сегодняшнего соглашения, лежат вне канонического поля, а находятся исключительно в политической плоскости. Выполняя заказ из-за океана, направленный на ослабление и расчленение единой Русской Церкви, патриарх Варфоломей спешит выполнить этот заказ, пока не изменилась политическая конъюнктура и пока у власти на Украине находится нынешний президент», - отметил глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев). Мало того, сказал митрополит, «встав на путь раскола, Константинопольский патриарх сделал еще один шаг на пути противопоставления себя полноте Православной Церкви. Если ранее с согласия Поместных Церквей Константинопольский патриархат выступал для них в качестве координирующего центра, то теперь такого центра больше не существует: Константинопольский патриархат добровольно самоупразднился в качестве такового».

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору