Информационно-аналитическое издание

Конец политики «тихой сапой»

Версия для печатиВерсия для печати

На приеме в российском посольстве в Киеве по случаю Дня России  В. Черномырдин получил от представителя НУ-НС в подарок куклу. Не важно, что она в костюме, расшитом узором по национальным русско-украинским мотивам. Важно то, что, по словам российского посла, Россия готова к продолжению конструктивных переговоров «по всему спектру, по всем направлениям» российско-украинского взаимодействия». Ну, а по словам нового украинского посла в России  К. Грищенко, сказанным днем раньше, «политика Украины в отношениях с РФ не изменится, поскольку она зависит не от посла, а от президента и тех документов, которые подписаны от имени страны».

 

***

 

Ближайшим событием, характеризующим внешнеполитический курс Украины, станет четвертое на украинской территории заседание Североатлантического совета НАТО под председательством Генсека альянса, а также поездка членов делегации в Днепропетровск, Львов, Харьков. Это своего рода инспекционное заседание, поскольку «Рада оцінюватиме виконання Україною Плану дій Україна - НАТО».

Посол США в Украине В. Тейлор 13 июня в интервью газете «День» напомнил, что решение о ПДЧ по Украине будет приниматься на уровне министров иностранных дел, а поэтому «міністрам закордонних справ НАТО має бути продемонстровано, що Україна зі всією серйозністю ставиться до запуску цього процесу. І про серйозність відношення України глави зовнішньополітичних відомств країн-членів НАТО будуть судити по тому, як українські офіційні особи будуть підходити до обговорення питань, до дискусій. Міністри закордонних справ країн НАТО будуть також дивитися на те, чи український уряд веде обговорення з українським народом, чи відбувається інформаційна кампанія щодо цих питань. Міністри будуть, очевидно, також покладатися на те, що будуть розказувати їхні посли в Україні. І вони це почують під час візиту сюди наступного тижня».

Чтобы «демонстрация» была должным образом подготовлена, в начале июня устами посла США в НАТО В. Нуланд было произнесено: «Нет ни одного члена НАТО, который сегодня скажет, что Украина и Грузия готовы стать членами альянса», но США поддерживают присоединение двух республик к Плану действий, так как это «обучающая программа НАТО, которая помогает странам укреплять демократию и реформы, решать те внутренние проблемы, которые имеют обе страны, с тем, чтобы они были готовы к членству в Альянсе».

Точки над «i» накануне визита в Украину попытался расставить Генсек НАТО Я. де Хоп Схеффер. Во-первых, он заявил, что  НАТО «не буде втягуватися у територіальні або будь-які інші суперечки, які Україна може мати або не мати з Росією», «це не є питанням НАТО – тож союзники і Генеральний секретар Альянсу стоять осторонь», «це не є роллю НАТО, ця організація не створювалася для таких речей». НАТО есть военно-политическая организация, все операции и миссии которой «здійснюються або під прямим мандатом ООН, або за погодженням з ООН». В качестве исключения журналистам была названа операция «Дарфур» (по Судану): «Немає резолюції Ради Безпеки, але є підтримка ООН».

Во-вторых, Генсек изложил свою точку зрения в отношении будущего Альянса: «У НАТО яскраве майбутнє». При этом де Хоп Схеффер поставил под сомнение изложенную 5 июня в Берлине позицию Д. Медведева: «Атлантизм как единственный принцип исторически изжил себя».  Я. Схеффер подчеркнул: «Президент (Росії) сказав щось неконкретне про нові структури безпеки. Я не можу надати вам моє судження, тому що я не знаю, що це означає. Але абсолютно зрозуміло, що така структура ніколи не замінить НАТО. Це поза питанням».

В-третьих, в интервью Генсека содержался призыв бороться с мифами об опасности вступления Украины в Альянс: «Наприклад, про те, що наближення України до НАТО означатиме появу баз Альянсу на її території. Давайте боротися з міфом, що такий крок матиме дуже негативні наслідки для певних галузей української промисловості, зокрема, авіаційної. Це – нонсенс! Що більше взаємосумісності досягатиметься, то більше можливостей ви будете мати, то краще буде українським авіа виробникам».

В-четвертых, журналисты выслушали «подяку Україні, яка єдина з країн-партнерів бере участь у всіх операціях Альянсу».

Наконец, следует обратить внимание на цель политики НАТО и США в отношении Грузии и Украины в интерпретации Я. Схеффера: «Що ми дійсно хочемо досягти з цими країнами – це інтенсивне залучення».

 

***

 

Привлечение Украины в НАТО строится на очень выгодной и апробированной основе. Дядя Сэм всегда называет интересующего его субъекта союзником. Не столь важно, стратегический он или просто союзник, но он ВОЕННЫЙ СОЮЗНИК. Потому что именно военный союз обеспечивает тесную привязку. При этом ответственность за сделанный выбор на пути к союзу и за его последствия делегируется партнеру, еще не ставшему союзником. США не изменили данному правилу и сегодня. Посол В. Тейлор твердит: «Головна відповідальність за досягнення позитивного рішення в грудні лежить на українських офіційних особах». При этом важно заметить, как им 13 июня поставлен вопрос об уровне поддержки народом Украины ПДЧ и вступления в НАТО: «Рівень підтримки членства України в НАТО коливається. Зрештою, не так важливо, що показують опитування вчора, сьогодні, завтра. Матиме значення те, як висловляться українці на референдумі чи в якийсь інший спосіб, надаючи ті чи інші повноваження своїм лідерам (выделено мною. – В.Б.) у цьому питанні. І це має статися тоді, коли має статися».

Уже не раз говорилось о суверенитете Украины, о протестном поведении и движении в регионах Украины, о «территориях без НАТО», о разнице между ЕС и НАТО.

В. Тейлор утверждает: «Наша точка зору полягає в тому, що Україна зробила те, що повинна була зробити для того, щоб бути готовою розпочати ПДЧ. Ми також задоволені тим, що з Брюсселем постійно спілкуються на достатньо високому рівні офіційні особи України: міністри, заступники міністрів. Ми також раді тому, що уряд і Секретаріат Президента погодилися щодо структури, яка буде займатися цим діалогом та інформаційною кампанією. Добре, що об’єднанням цих зусиль буде займатися віце-прем’єр Григорій Немиря».

А вот что 12 июня было заявлено самим Г. Немырей: «В попередні роки ефективність адаптації українського законодавства до законодавства ЄС зменшувалась з 50% виконаних заходів у 2005 році до 25% у 2006 році та 10% у 2007 році. «Ми не тільки не наближувались, ми віддалялися від ЄС». До конца нынешнего года правительству нужно выполнить «близько 90 завдань у таких пріоритетних сферах, як митне право, податкове законодавство, фінансові послуги, захист довкілля, енергетика, охорона здоров’я тощо».

В начале апреля на международной конференции в Ялте по вопросам региональной политики Украины министр регионального развития и строительства В. Куйбыда отмечал, что цель государственной региональной политики для любой страны — это стремление вывести из тени экономическое, политическое, социальное, информационное, культурное пространства и создать такие условия, чтобы каждый гражданин мог себя реализовать и получить определенные публичные услуги на уровне государства или местных органов самоуправления. При этом он считает, что Украина сейчас не только не может достичь этой цели, но даже и движется не в том направлении: «Статистика показывает, что мы, наоборот, отдаляемся от этой цели, а это не способствует ни консолидации нации, ни пониманию друг друга. Значит, необходимо менять концепцию этой региональной политики».

Совместимы ли процессы, обозначенные Г. Немырей и В. Куйбыдой, с ускорением процесса евро-атлантической интеграции Украины? Можно ответить вопросом на вопрос, как это принято в Одессе. А дяде Сэму нужно, чтобы его военный союзник не только стремился к европейским ценностям, но и обладал ими на уровне институциональных связей? В. Тейлор в упоминавшемся интервью смотрит в американское будущее уверенно: «Я впевнений, хто б не зайняв кабінет у Білому домі 20 січня 2009 року — це буде людина, яка віддана підтримці України». Главное, очевидно, чтобы Украина была управляема при любом правительстве и при любом уровне демократии. Как по-другому понимать сказанное послом: «Головним принципом має бути наступне: будь-яка зміна уряду повинна бути законною, конституційною і демократичною. Вибори, які пройшли в Україні за останні два роки були дуже добрими. Отже нас цілком влаштовує те, наскільки був почутим голос українського народу. А як ці парламентарі, будучи представниками українського народу, намагаються самоорганізуватися, — це вже не наша справа. І ми будемо визнавати уряд, якщо сам процес буде законним, конституційним і демократичним». Для них абсолютно безразлично, что на начало июня 2008 года среди опрошенных украинских граждан только 6,7% полностью поддерживали деятельность В. Ющенко, 7,1% – правительства во главе с Ю. Тимошенко и 2.4% – деятельность Верховной Рады.

***

Следует обозначить еще один важный аспект российско-украинских отношений на фоне ожидания в Украине и «разогретого» в СМИ заседания Североатлантического совета НАТО в Киеве. Это - глубокое молчание как российских, так и украинских  деловых кругов по поводу судьбоносных шагов и действий власти, отсутствие в публичном пространстве мнений по поводу состояния экономических связей России и Украины на фоне  интересов американской (замечу: не европейской!) дипломатии к ресурсам Украины как военного союзника (пока партнера).

Отметим синхронизацию действий. В то время, когда Ю. Ехануров в Брюсселе подписывает Меморандум согласия по присоединению Украины к Программе НАТО по обмену данными о воздушном пространстве, В. Ющенко принимает решения о РЛС в Севастополе и Мукачево. Ю. Тимошенко в Запорожье рассматривает проблему ядерной энергетики и ставит задачу в ближайшее время обеспечить в стране 100%-е обеспечение АЭС топливом за счет собственного ядерного цикла, а президент Украины в Днепропетровске проводит совещание с генеральными конструкторами предприятий ОПК. Замечу, что 10 июля правительство Украины одобрило межправительственное соглашение с Россией о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и получаемые в ходе военно-технического сотрудничества, заключенное еще в декабре 2006 года. Так что кукла В. Черномырдину, может, подарена тоже не случайно.

***

 

И в заключение - о выражении Я. Схоффера про  «інтенсивне залучення» Украины. В разговорном украинском языке есть выражение «залучити» - прекратить кормить дитя материнским молоком (грудью). Перед украинскими и российским политиками уже не стоит вопрос выбора отношения к прошлому и настоящему народов России и Украины, их единства. «Залучат» от исторического прошлого и общих истоков наших народов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору