Информационно-аналитическое издание

«Мы с Пушкиным – счастливые дети…»

Версия для печатиВерсия для печати

В Каменке состоялось награждение юных участников конкурса «Пушкинское кольцо-1820». Черкасские школьники прочитали свои сочинения о Пушкине в доме, где поэт жил такой же снежной зимой — ровно 190 лет назад!

 
Участники награждения победителей конкурса перед «Зеленым домиком» в Каменке
 
Их мало, но они хороши
 
Как иллюстрация к пушкинскому дню: мороз и солнце, день чудесный. Перед «Зеленым домиком» - музеем-заповедником Пушкина и Чайковского - скачет по снегу веселый рыжий пёс Малыш. Он рад гостям. Сюда приехали из Черкасс участники конкурса. Отметить юбилей пребывания Пушкина на Каменской земле задались целью его инициаторы - Черкасская русская культурологическая общественная организация «Пушкинское кольцо».
 
Сам Александр Пушкин приехал сюда, в гостеприимное имение Давыдовых, двадцатилетним молодым человеком, пробыл в Каменке около четырех месяцев. А вскоре состоялся как гениальный поэт, сумевший объять необъятное и сказать - обо всем. Об этой его способности – сказать обо всем в малом, в сказке, в лирическом стихотворении - детские работы, которые черкасские школьники разного возраста подали на конкурс.
 
«Несмотря на то, что конкурс продолжался месяц, на наш интернет-адрес мы получили совсем немного сочинений, - рассказал председатель общественной организации «Пушкинское кольцо» лауреат международных литературных премий, в том числе премии им. Ю. Долгорукого и «Русской премии», писатель и публицист Олег Слепынин. – Это показатель. С одной стороны – показатель того, что сегодня дети знают о Пушкине гораздо меньше, чем раньше. С другой — пример того, как много могут сделать для своих детей умные родители. Те сочинения, которые все-таки приняли участие в конкурсе, говорят о том, что как бы в сегодняшней школе ни сжимали программу по литературе, Пушкин остается в жизни наших детей. Именно благодаря родителям и няням, которые читают сказки Пушкина вместе с детьми…»
 
Замечательными размышлениями о Пушкине поделились в своих работах ребята. Так, например, 7-летний Илья Крыжановский рассказал в сочинении, записанном с его слов мамой:
 
«Когда я был маленьким, у меня была няня. Раньше каждый день утром мама привозила меня в церковь, а сама уезжала на работу. В храме меня уже ждала няня... После мы шли домой, кушали, и няня начинала мне читать сказки: о царе Салтане, о Лукоморье, о Бабарихе, о дядьке Черноморе... Когда я подрос, то узнал, что все эти сказки написал великий русский поэт А. С. Пушкин, и что у него тоже была няня, которая ему также рассказывала сказки. Теперь у многих детей и у моих друзей нянь нет. Жалко. И я подумал, что мы с Пушкиным счастливые дети были, что у нас няни были...» 
 
 
Илья Крыжановский еще не умеет писать по-русски, но знает поэзию Пушкина!
 
Все детские работы можно будет прочитать на сайте «Пушкинского кольца». Есть там и стихи взрослых победителей конкурса. В рамках «Пушкинского кольца-1820» было проведено два конкурса: Всеукраинский литературный конкурс сочинений для школьников «Пушкин – это…» и Региональный поэтический конкурс «Лучшая подборка стихов». Три победителя поэтического конкурса, черкасские авторы, получили Сертификаты на издание своих поэтических книг. А победители детского конкурса сочинений «Пушкин – это…» помимо дипломов были «премированы» поездкой в Каменку.
 
 
 
 
 
«Здравствуй, племя молодое!» 
 
По следам Пушкина — 190 лет спустя
 
 
Среди многих мест Украины, где в свое время побывал Пушкин, город Каменка – особенный. Здесь, в имении Давыдовых, Пушкин гостил дважды: с ноября 1820 по конец марта 1821 года и еще через два года - в ноябре 1822 года. В первый раз, пробыв здесь четыре с лишним месяца, поэт окончил поэму «Кавказский пленник» и написал стихотворения: «Нереида», «Я пережил свои желанья», «Редеет облаков летучая гряда...».
 
В письме Николаю Гнедичу в Петербург от 4 декабря 1820 г. он пишет: «Я сейчас нахожусь в киевской губернии, в деревне Давыдовых, среди умных и милых отшельников братьев генерала Раевского... Время протекает между аристократическими обедами и демократическими спорами… Много книг, много острых слов и много стихов...» 
 
 
Каменка. «Зеленый домик»
 
В то время Каменка собирала у Давыдовых известных людей. А декабристы особо чтили День рождения Екатерины Николаевны - считается, что праздник был предлогом для их встреч. Об этом здесь до сих пор рассказывают на экскурсии - как декабристы приходили в стены «Зеленого» домика» якобы поиграть в бильярд или карты, а на самом деле — обсудить тайные планы Южного общества. Интересно, что планировка «биллиардного» домика — самого старинного здания Каменки, где сейчас и находится музей, совсем не изменилась с тех пор, как здесь бывал поэт…
 
Дети-конкурсанты с удовольствием рассматривают экспонаты. Кажется, Пушкин был тут всего несколько часов назад. На стенах – его портреты, под стеклом – чернильница того времени и прихотливо разрисованный альбом для стихов, первое издание «Евгения Онегина» и – часть уникальной библиотеки Давыдовых. Продолжением экспозиции музея служат и другие объекты того времени, сохранившиеся в Каменке. Их не много, но они — прекрасны, потому что «поэтичны». Напротив музея находится большой парк имени Декабристов, в нем - искусственный грот, именуемый «Пушкинским гротом» (элемент парковой архитектуры, построенный крепостными). Ну как не почитать в нем стихи (что и делают здесь регулярно участники ежегодных поэтических фестивалей «Пушкинское кольцо»).
 
О Пушкине напоминает в Каменке и «Пушкинская скала» на реке Тясмин, где, по преданию, бывал поэт. В центре парка — памятник Пушкину с надписью: «В Каменке, находясь в ссылке, пребывал в гг. 1820, 1821, 1822 великий русский поэт А. С. Пушкин. 10 февраля 1937 г.».
 
Няни и коллективное бессознательное
 
В одной из комнат «Зеленого домика» - зале с роялем, на котором в свое время играл живший в имении Давыдовых Петр Ильич Чайковский, - ребята вновь читают свои сочинения.
 
«Каждому, кто хочет много полезного узнать о жизни, необходимо почитать Пушкина, - так однажды сказала мама», - пишут в своем коллективном сочинении две сестренки Иоанна и Наталья Коломиец. 
 
 
Победители конкурса Иоанна и Наталья Коломиец
  
Читает старшая, Иванка, как зовут ее младшие сестры. Причем слышно, что девочке привычнее говорить на украинском языке. Радостно слышать от нее признание:
 
«После этого мы прочитали несколько произведений Пушкина. Как много в них тепла, сердечности, нежности. Но особенно нам понравились сказки, которые наполнены особым русским духом, их забыть невозможно… А самое интересное, что когда сказки читаешь, их сразу запоминаешь. И, наверное, не только нам, но и каждому после их чтения хочется сказать: "Большое спасибо Вам, Александр Сергеевич!"»…
 
Увы, сегодня сказать спасибо Пушкину хотят, видимо, не все. Ну, нет слов благодарности в адрес Александра Сергеевича у реформаторов системы образования на Украине, исключивших из этой самой системы преподавание русского языка в младшей школе. Одна из мам-черкасщанок призналась автору статьи, что ее восьмилетняя дочка сказки Пушкина знает («смотрели недавно мультфильм «Золотая рыбка» в переводе на украинский язык»). Но писать девочке по-русски - слишком трудно! Она не изучает русский язык в школе и поэтому не знает некоторых букв. И даже заполняя кроссворды, обычно спрашивает, как записать то или иное слово…
 
Конечно, ситуация дикая. Для того, чтобы, живя на Украине, не владеть свободно двумя родственными языками, - нет никаких причин! Примечательно, что сложившееся положение сегодня вызывает недоумение и сожаление даже в традиционно украиноязычных семьях! С такой реакцией организаторы конкурса встретились впервые за последние годы. Независимо от родного языка родители признают, что лишенные в садиковских и школьных программах Пушкина их дети действительно лишены многого.
 
Мама Илюши Крыжановского поправила ведущего, когда он назвал Илью «русским мальчиком»: «А он не русский»! Замечательно, что это не мешает ребенку поместить Пушкина в своей системе ценностей на самом почетном, после Творца, месте. «Когда я был совсем маленьким, говорил, как все сотворилось: “Сначала был Бог, потом – Боженята, потом Пушкин, а уже после – все люди…”» - так поведал нам о сокровенном Илья в своем сочинении, которое, по сути, – признание в любви к автору любимых сказок.
 

А закончил мальчик его символично: «Вообще-то, дома и в школе мы говорим на украинском языке, а русскому я научился от своей няни». Что скажешь по поводу такого финального предложения в сочинении ребенка? Устами младенца! Жаль только, что такие няни, эти архетипы-Арины Родионовны, сегодня большая редкость…

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору