Информационно-аналитическое издание

Не нечаянно — близ Почаева

Версия для печатиВерсия для печати

Божья гора

Православному миру не нужно объяснять, что означают слова Почаев, Почаевская гора, Почаевская Свято-Успенская лавра. Православные люди глубоко почитают Образ Богородицы Почаевской. Не померкла слава и двух великих почаевских подвижников, чьи нетленные мощи покоятся в лаврской пещерке на Почаевской горе — столетнего преподобного игумена Почаевского Иова (Ивана Железо), пятьсот лет назад стоявшего против Рима и униатов за веру православную, а также преподобного Амфилохия Почаевского (Якова Головатюка), практически нашего современника, почившего в 1971 году.

Нескончаемый поток паломников стекается к Почаевской горе — припасть к ее святыням. Однако с лаврой соседствуют и другие святые места — например, монастырь в Подкамне или менее известная паломникам, но от этого не менее чтимая Божья гора, расположенная здесь же, на Тернопольщине, близ села Большие Бережцы Кременецкого района.

«Если ехать из Почаевской Лавры к источнику Святой Анны или в Кременец, — рассказывает наш современник, путешественник А. Найдек,то на полпути с левой стороны, среди полей увидим из ниоткуда появляющуюся необычную гору со срезанной верхушкой. Она величаво возносится над равниной, будто гордится тем, что оторвалась от своих сестер, Кременецких гор, на 7 километров».

Гора эта, останец Кременецких гор, которого от основной их гряды отделяет долина реки Иквы, имеет большое научное значение, поскольку на ее склонах обитает в смешанном лесу почти 300 видов растений. Из-за богатства редчайшей и реликтовой фауны Божья гора включена в заповедник «Медоборы».  Местные жители говорят, что когда с Божьей горы идет облако, то и на равнине будет дождь, а если над горой солнце — обеспечена сухая погода. На вершине горы (!) бьет целебный источник. Божью гору в ясные дни видно с лаврской колокольни; в свою очередь, лаврские купола святого Почаева виднеются с этой 366-метровой вершины.

Местные жители золотое изображение столоподобной, трапециевидной вершины Божьей горы поместили на современном гербе села Большие Бережцы. Хотя, как утверждают пристальные наблюдатели, на самом деле у верхушки горы — две вершины.

Божья гора на современном гербе села Большие Бережцы

Исследователи-краеведы указывают, что местом подвижничества иноков гора стала в ІХ-Х веках. Эту гору также считают местом явления Богородицы, где Пречистая Дева оставила след стопы, по местному, «ступки». Помним, что таковой след имеется на Почаевской горе, и именно над ним воздвигнут огромный собор Успенской Богородицы.

Одна легенда Божьей горы гласит, что еще во времена монголо-татарского нашествия Божья Матерь сошла на эту гору и горько плакала над несчастьями людей. Местные крестьяне, прятавшиеся от татар на вершине, хотели поклониться Богородице, однако Она вознеслась, а на Ее месте забил источник. Другая легенда тоже приводит к источнику, только в уже существовавшем монастыре, окруженном татарскими полчищами, Матерь Божия указала, где взять воду. В этом повествовании имеется и назидательный момент: рассказывают, что Богородица запретила защитникам притрагиваться к тому месту, на которое ступила. И когда кто-то ослушался, монастырь ушел под землю, а след от стопы Девы Марии — остался.

Сегодня на одной из верхушек Божьей горы посетителей встречают пещеры: одна — естественная, расширенная монахами, а другая — полностью рукотворная. Пещеры эти с дверьми, в одной расположена часовня Святой Троицы.

Часовня Святой Троицы на Божьей горе

По небольшим дымовым трубам можно понять, что в пещерах и сегодня ведется подвижническая жизнь. Над местом явления Богородицы (на западном краю вершины) установлена синяя палатка, открытая к восточной стороне — алтарю, иконе Христа и подставкам для свеч под открытым небом.

Синяя палатка над местом явления Богородицы

А на второй вершине горы, над пещерой, среди леса есть нововыстроенная церквушка, под которой — еще одна пещера.

Под этой церквушкой пещера, которая, как утверждают паломники, исцеляет

* * *

Немного истории. Кроме чуда явления Божьей Матери существует еще две версии происхождения названия Божьей горы: «Божа гора» — от имени князя антов Божа, который правил предками славян в IV веке (о нем писал готский историк Иордан), и от названия славянского племени бужан. Считается также, что Бож погиб и был похоронен именно здесь.

Впервые об этой достопримечательности упоминается в документах XVI столетия. В 1555 году владелец части села Бережцы Иван Бережецкий жаловался на купцов, которые не хотели платить пошлину, объезжая Бережцы за Божьей горой. Уже в 1600 году Божья гора — граница владений Анны Гойской (Гоской, Гостской), той самой, известной покровительницы Почаевского монастыря, строительницы Успенского собора в Почаевском монастыре, и князей Бережецких (Побережецких, Подбережецких) — состоящих в дальнем родстве с династией Ягеллонов.

После смерти А. Гойской Бережцы полностью перешли помещикам Бережецким. Они, как писал Н. Теодорович, в XVI столетии лишились своего княжеского титула. Именно в то время, с 1602 года, развитием, восстановлением окружающих монастырей занимался новый игумен Почаевского монастыря Иов. Благодаря его стараниям удалось восстановить пещерные монастыри в Стожке, Збараже, Подкамне и здесь, на Божьей горе. Считают, что игумен Иов и сам неоднократно приходил с молитвенной целью из Почаева на Божью гору.

В XVIII веке гору называли «Бужа». Благодаря воспоминаниям путешественника А. Рафальского известно, что в 30-х годах ХІХ столетия на вершине горы стояла часовня, а в 1865 году ее уже не было. Тогда же в одной из пещер жил монах-отшельник по фамилии Степанюк.

За обновление часовни Святой Троицы на Божьей горе взялись только в 1890-х воины 42-го Якутского полка, который располагался в Кременце. Деревянную церквушку приписали к приходу Бережцов, но затем она оказалась единственным в приходе храмом, поскольку сельская церковь сгорела в Первую мировую войну. Часовня же уцелела и в лихолетье Второй мировой, а сожгли ее в начале 60-х годов ушедшего века по приказу безбожной власти, чтобы прекратить нежелательный ажиотаж вокруг христианских святынь. Затем была подорвана и пещера-келья, стерта с лица земли и «ступка»...

Краевед В. Рожко в исследовании «По тропам исторической Волыни» передает поразительные воспоминания бережецких старожилов: «Когда в 1960 г. коммунисты закрывали скит и уничтожали духовные памятники на Божьей горе, крестьяне начали просить одного из партократов не совершать насилия, потому что Бог все видит... Партократ с запалом стал убеждать крестьян, что Бога нет, а если он есть, то пусть заберет у него самое дорогое... И Господь за кощунство выполнил его просьбу. Через два часа ему позвонили по телефону и сообщили, что во время взрыва в лаборатории единственной жертвой стала его дочь».

* * *

Паломники идут к Божьей горе постоянно, но более всего их собирается на торжественные литургии на Преполовение — праздник, который приходится на середину периода между Пасхой и Вознесением.

Паломники верят: пещера исцеляет. Время от времени на широком камне просто в пещере служит службу местный батюшка. Люди молятся об исцелении, кое-кто даже ночует в пещере. Говорят, что здешняя сила ставит на ноги парализованных, вылечивает эпилепсию.

Некоторые пользуются местной глиной как целебной, прикладывая к больным местам. В течение всего года к Божьей горе прибывают все новые и новые паломники.

В пещере Божьей горы

Раскольнической церкви так называемого «киевского патриархата» принадлежат теперь остатки старинной церкви, казацкая часовня на вершине Божьей горы и пещера, в которой Божия Матерь своими живительными слезами (здесь их называют «слезки») некогда явила чудо исцеления одному старому, плохо видевшему странствующему киевскому монаху, по поверью, на протяжении многих лет приходившему сюда на моления. Однажды во сне ему Пречистая Дева посоветовала омыть глаза жидкостью, капавшей с пещерной глыбы, и так он прозрел. Известны и современные случаи исцеления «слезками».

Новый храм над пещерой «со слезками»

Священство Церкви канонической, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, совершает богослужения у часовни и святого источника, которые являются первыми чудодейственными пунктами остановки во время подъема на гору Божию. До святого источника от подножия — метров триста.

* * *

А в нескольких километрах от Божьей горы, в 12 километрах от города Кременец находится еще одно место паломничества православного люда, тоже овеянное немалым количеством легенд. Это целебный источник (его еще называют здесь озером), скит и церковь Праведной Святой Анны. Здесь, в красивой обустроенной купальне под открытым небом, круглогодично вода одинаковой температуры, 4 градуса.

У источника Святой Анны

Рассказывают, что в старину на месте источника стояла церковь, но во времена татарского нашествия скрылась в землю. Спустя многие годы пастухи нашли здесь икону Святой Анны,  которая возвращалась на это место вопреки попыткам  перенести ее в храм. Тогда на этом месте построили часовню, а потом храм, рядом с которым возник целебный источник. Несмотря на многократные попытки засыпать источник в советское время — он все равно пробивался сквозь землю. Часто сюда приезжают женщины, поскольку Святая Анна посылает исцеление от бесплодия, ведь она сама была немолодой, когда стала матерью, и была у нее единственная дочь, Пресвятая Дева Мария.

Местные жители, кстати, давно заметили, что город Кременец в радиусе до 33 километров постоянно обходят стихийные бедствия — так, по мнению людей, действует защитительный Богородичный Покров. 

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору