Информационно-аналитическое издание

Не станут ли комитеты Верховной рады угрозой безопасности Украины?

Версия для печатиВерсия для печати

Пока на Украине действует парламентско-президентская модель государства, роль комитетов украинского парламента остается достаточно значимой. Несмотря на обилие комитетов (а их 27), приоритетными с точки зрения вопросов внешней политики и безопасности являются, по сути, три: по вопросам европейской интеграции, по иностранным делам и по вопросам национальной безопасности и обороны. Их состав дает интересную пищу для размышлений. 

Например, комитет по евроинтеграции возглавила Ирина Геращенко, до недавнего времени – уполномоченный Президента Украины по делам Донецкой и Луганской областей. Провалив этот участок работы (запомнились лишь несколько эпатажных заявлений), она решила тихо перейти в Раду. Но что примечательно: Геращенко с удовольствием много и часто говорит, но вот сделать практически ничего не в состоянии. При Ющенко она возглавляла его пресс-службу. И как только ее тогдашний шеф оставил должность президента, тут же ушла от него. Такого человека можно поставить на руководящую должность лишь с целью полностью завалить этот участок, заменив работу разговорами.

И если посмотреть на состав этого комитета, то нетрудно заметить, что в его работе (как минимум на руководящих должностях) участвуют люди, которые ни к международным отношениям, ни тем более к евроинтеграции отношения не имеют. О.Семерак был до недавнего времени министром Кабмина. А.Артёменко – фигура с длинным уголовным шлейфом, прошел в Раду по списку Радикальной партии Ляшко, имеет тесные отношения с «Правым сектором». М.Ионова – вечный сотрудник службы протокола при Ющенко, Е.Сотник – в недавнем прошлом адвокат. Именно эти люди теперь будут заниматься евроинтеграцией.

Можно предположить, что из-за того, что там собрались лишь мастера разговорного жанра (среди членов комитета еще Ю.Тимошенко и М.Найем), то евроинтеграция будет очень громкой, но бессодержательной. И это, надо сказать, к счастью, так как холостая работа украинского парламента в направлении политико-экономического самоубийства Украины — не худший вариант развития нынешней ситуации. Однако, по всей видимости, настоящие приоритеты новой власти лежат вовсе не в сфере реальной евроинтеграции. И этих людей назначили в данный комитет как раз для того, чтобы этот процесс не шел слишком интенсивно. Можно предположить, что наиболее здравомыслящие представители режима видят приближение неминуемой экономической катастрофы в качестве итога евроинтеграции, а потому, боясь признаться в этом в открытую, продолжают осеннюю тактику затягивания реальной имплементации положений соглашения об ассоциации с ЕС.

Еще один внешнеполитический комитет – комитет по иностранным делам. Возглавила его Ганна Гопко, «юное дарование» из «Самопомощи». Она возглавляла распиаренную американским посольством группу «Реанимационный пакет реформ». Правда, после попадания в Верховную раду запомнилась тем, что выразила возмущение крайне низкой зарплатой депутатов. Заметим, что заработная плата народных избранников составляет от 14 до 20 тыс. грн, что примерно в 10-15 раз больше минимальной зарплаты на Украине. Хотя ее можно понять. Профессиональный грантоед действительно может считать эту зарплату маленькой, ведь, по ее словам, за свою деятельность в «социальном антитабачном проекте» она получала зарплату от 2,5 тыс. долл. и выше. Если говорить о политических убеждениях, то весьма интересно ее интервью изданию «Апостроф», в котором она на вопрос журналистки о том, как же так получилось, что в программе «Самопомощи» нет ничего про евроинтеграцию, заявила, что «давайте не будем идеализировать Евросоюз. Там тоже есть бюрократия, коррупция. Мы должны избрать свой собственный путь, учитывая лучший опыт разных стран. И это не только государств Европы, но, допустим, и Бразилии, и Китая. Украинцы должны решить, что из этого всего вписывается в их ментальность и традиции».

Так что еще неизвестно, куда поведет комитет госпожа Гопко. Хотя сильно «порулить» ей вряд ли дадут, поскольку у нее в замах есть такой персонаж, как Б.Тарасюк, для которого есть лишь один внешнеполитический ориентир – США. Да и связанная с американским посольством руководитель движения «Честно» С.Залищук также будет держать руку на пульсе. Вряд ли наличие в составе комитета двух представителей «Оппозиционного блока» сможет существенно помешать колониальной политике США на Украине.

Наконец, комитет по вопросам обороны. Возглавил его С.Пашинский, который после февральского госпереворота возглавлял переходную администрацию президента. Ничем особым на той должности не запомнился, зато куда лучше вспоминается история со снайперской винтовкой, которую нашли у него в машине во время Майдана. И до сих пор возникают вопросы о его роли в истории с убийствами на Майдане, причем как среди самих евромайдановцев, так и сотрудников милиции. Поставить такого человека руководителем комитета по нацбезопасности до окончания полноценного расследования «кровавой» части евромайданной истории – верх цинизма.

Первое действие Пашинского на этом посту состояло в предложении ВР рассмотреть на заседании 11 декабря проект постановления об обращении в Конгресс США с просьбой предоставить Украине статус военного союзника. По извращённой логике Пашинского, курс режима на превращение Украины в колонию США — это и есть защита государственного суверенитета и безопасности Украины. Пашинский и такие, как он, всё ещё тешат себя иллюзиями, что они могут представлять для Вашингтона некую самостоятельную ценность, а не просто быть орудием конфронтации с Россией.

Впрочем, его коллеги - еще более «яркие» личности. Стоит упомянуть, что среди членов комитета - С.Семенченко, А.Билецкий, С.Мельничук, Д.Ярош, Ю.Береза, А.Тетерук. Как минимум трое из них – Ярош, Билецкий и Мельничук – откровенные нацисты, помощь которым в прохождении в парламент оказывало и посольство США. От этих людей следует ожидать инициирования законопроектов, направленных на дальнейшую милитаризацию украинского общества. Тем более что многие из них об этом заявляли и накануне выборов.

Тот же Билецкий прямо заявлял, что крайне заинтересован в работе с молодежью и их подготовке к военной службе. Примерно о том же говорил С.Семенченко, который носится с идеей создания Украинской войсковой организации - структуры, члены которой будут иметь право на ношение оружия и которые возьмут под свой контроль военно-патриотическое воспитание молодежи, проведение ревизии кадрового потенциала в сфере безопасности и обороны и подготовку людей, желающих вступить в добровольческие батальоны или в батальоны территориальной обороны.

Кроме того, в составе комитета есть и такой гражданин, как Д.Тымчук, который активно вовлечен в информационную войну против ДНР и ЛНР, если точнее, то против России. Он является сторонником скорейшего обновления военной доктрины Украины, которая должна быть направлена на милитаризацию общества: «Мы должны быть готовы к асимметричным ответам на угрозу агрессии России. Мы в это понятие вкладываем, прежде всего, милитаризацию Украины, то есть подготовку населения к военному ответу на агрессию». Причем, по его мнению, численность Вооруженных сил Украины следует увеличить до 500 тыс. человек (численность украинской армии после распада Советского Союза).

Кроме того, от этого комитета следует ожидать и высочайшего уровня истерии, который обеспечит небезызвестная Т.Черновол на пару с весьма странным «национальным героем» Ю.Мамчуром.

Интересно то, что этот «ультрапатриотический» состав комитета разбавили людьми, весьма далекими от любых вопросов нацбезопасности, зато очень близких к разным бизнес-структурам (И.Винник, В.Константиновский, М.Гвоздев, А.Герасимов и некоторые другие).

Такой состав комитета заставляет думать и о потенциальных последствиях. Можно предположить, что бизнесмены вошли в этот комитет как раз ради поиска точек соприкосновения с «полевыми командирами» («перекупки»). С тем, чтобы в дальнейшем использовать их в решении своих проблем в бизнесе. Ведь уже сейчас все чаще появляются сообщения о том, что такие структуры, как «Правый сектор» или «Азов», участвуют в рейдерских разборках на стороне разных игроков. И это явно долгосрочный тренд, связанный с дальнейшими планами олигархов разного масштаба обзавестись своими частными армиями.

* * *

Несмотря на наполнение комитетов людьми с «громкими» именами, работа комитетов будет идти в совершенно разных направлениях.

Комитет по евроинтеграции был сдан профессиональным «говорящим головам», значит, никто не ожидает от него реальной работы. Вполне возможно, что это продуманная стратегия, а не случайность. И это особенно интересно на фоне официально провозглашаемых Киевом амбициозных евроинтеграционных планов.

Комитет по иностранным делам, хоть и достаточно пестрый по составу, но явно выдержан в русле жесткой проамериканской позиции его членов. Причём именно проамериканской, а не проевропейской.

Комитет по нацбезопасности станет одним из двигателей дальнейшей милитаризации украинского общества и повышения уровня общей военной истерии. При этом в среднесрочной перспективе можно ожидать появления новых скандалов с участием структур, близких к бизнесменам-членам комитета и «добровольческим батальонам». Скорее всего, практика использования карателей в перераспределении собственности будет продолжена.

Будут ли вообще комитеты Верховной рады, имеющие отношение к сектору безопасности, обеспечивать законодательной деятельностью безопасность Украины или работать по предложенным зарубежным лекалам, покажет время.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору