Информационно-аналитическое издание

Неудобный святой (I)

Версия для печатиВерсия для печати

19 января 1950 года, на Крещение, отошла ко Господу душа преподобного Лаврентия Черниговского. Тело старца было открыто для прощания. В течение недели верующие прикладывались к рукам батюшки, которыми он ещё недавно их радостно встречал и благословлял. Руки по-прежнему были тёплыми и мягкими, как у спящего человека. Потом тело отца Лаврентия перенесли в храм-усыпальницу, и оно двадцать дней стояло открытым. Никаких следов тлена не было.

Икона, преподобный Лаврентий Черниговский

А 22 августа 1993 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский был причислен к лику святых в чине преподобного. Когда гробница святого была вскрыта, усыпальница наполнилась удивительным ароматом. Нетленные мощи Лаврентия Черниговского темно-коричневого цвета. Такие же, как у древних отцов Востока и угодников Божиих Киево-Печерской лавры. Сегодня они покоятся в Троицком кафедральном соборе Чернигова. Есть множество людей, получивших исцеление по молитвам у гробницы преподобного. Живы и сегодня те, кто знал святого старца и слышал слова, произнесённые им в минуты прозрений. Среди этих людей – наш Блаженнейший митрополит Владимир, который, будучи подростком, по его собственному признанию, услышал от святого пророческие слова: «Будешь на Киевской кафедре».

Рака с мощами преподобного Лаврентия Черниговского

Почему же в день памяти преподобного Лаврентия мы начали разговор именно с «вещественных», неоспоримых свидетельств его святости перед Богом и несомненности его дара прозорливости? Да потому, что именно Лаврентию Черниговскому, святому, чьё служение прошло на землях современной Украины, принадлежат такие слова:«Обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев - это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с Великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни коем случае».И, пожалуй, не найдётся такого святого, о ком с такой неохотой вспоминали бы ныне в современной Украине (власти политические, идеологические, а подчас и церковные), чью святость и дарования от Бога так часто не подвергали бы сомнениям и замалчиванию. А ведь преподобный Лаврентий ещё в 40-х годах, задолго до церковного раскола на Украине, и такое предсказывал: «...все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католиками, униатами, украинцами-самосвятами и другими) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, её единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдёт в вечную погибель, как и Иуда». Разумеется, такое не всем нравится. Особенно тем, кто вместо православного христианства исповедует «независимость» и ей же поклоняется как божеству.Нынешние украинские «оппоненты» святого разнообразием и глубиной рассуждений, как правило, не отличаются. Иногда бессмысленно играют известными словами о том, что после Иоанна Крестителя не будет больше пророков. Но это обычное неграмотное толкование и вырывание из контекста. В случае с Иоанном Предтечей речь шла об особом служении пророков-законодателей Израиля. Их главной задачей была проповедь о грядущем Спасителе, и после Его пришествия необходимость в подобных пророчествах отпала. Но история Церкви являла и являет тысячи примеров, когда Бог через особых людей открывал и открывает по сей день будущее. Этот дар верующие знают. Называется он прозорливость. Или вдруг начинают рассуждать о том, что в некоторых изречениях Лаврентия Черниговского не всё понятно и не всё в точности сходится. Но возникает вопрос: а в Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова, там всё ясно и всё однозначно? Однако мы признаём, что эта книга написана по вдохновению Духа Святаго и пока не дерзаем безумно исключать её из Нового Завета. Не всё сразу и не всем открывается.Тут дело в другом. Видимо, слова преподобного Лаврентия обличают многих из нас. Неправду нашей жизни, неправду нашей государственной (а местами и церковной) политики. И мы по гордыне своей отказываемся признать свою неправоту. И, кстати, страшно при этом рискуем. Ведь говорил преподобный о нас и о нашем будущем. А мы делаем вид, что нас это не касается и лепечем о «неувязках».Но ведь не только успение, обретённые нетленные мощи, исцеления преподобного Лаврентия говорят о том, что он человек особенный, человек Божий, а следовательно, к его словам и предупреждениям стоит внимательно прислушаться. И вся его жизнь, которая хорошо известна, говорит о том же. Эпизоды детства, юности, многолетнего уникального служения Церкви явно указывают на то, что человек этот избран Промыслом Божиим. И что через него Бог обращается к нам.

Праздничная Божественная литургия в Свято-Троицком кафедральном соборе Чернигова 22 августа – в день празднования прославления преподобного Лаврентия Черниговского

Родился будущий схиархимандрит Лаврентий в 1868 году в селе Карильском (Карыльском) Кролевецкого уезда, близ города Коропа в Черниговской губернии. В миру звали его Лука Евсеевич Проскура. Был он шестым ребёнком в верующей, благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве во время игры он упал и ушибся так, что стал хромым. Однако Господь восполнил физический ущерб и наградил Луку многими дарованиями: редким музыкальным слухом, любовью к церковному пению. Его земляк, бывший регент императорского хора, заметил необычные способности мальчика и стал обучать его регентскому искусству. К четырнадцати годам, после окончания земской школы, Лука сам становится регентом небольшого церковного хора, играет на скрипке. А ещё, чтобы помогать семье, осваивает профессию портного. Становится известным мастером. После смерти матери Лука решает уйти в монастырь, но старший брат был против, и Лука смиряется.Лишь спустя шесть лет он уходит на послушание в Рыхловский Никольский мужской монастырь. Здесь он возглавляет хор, пение которого вскоре привлекает всеобщее внимание. Что отличало хор молодого регента? То, что это был подлинный, молящийся хор. Служивший Богу и воспевавший Бога. А в этом и есть подлинное призвание церковного клироса – вместе с ангелами петь, хвалить и благодарить Бога. О таком назначении церковного пения часто забывают сегодня, да и во времена юности послушника Луки помнили не всегда. Особое молитвенное пение, строгость соблюдения устава богослужения, чистое звучание – всё это отличало хор, которым руководил Лука.В эти же годы он трижды побывал на Афоне и в Святой Земле. Когда он открыл одному из афонских старцев своё желание стать монахом Святой горы, тот сказал: «Езжай в Россию, ты там нужен будешь». В 1905 году указом епископа Черниговского Антония (Соколова) послушник Лука был назначен в Черниговский Троице-Ильинский мужской монастырь регентом. Он переезжает в Чернигов, где живёт и служит всю оставшуюся жизнь. Здесь же в 1912 году в возрасте сорока пяти лет Лука принимает монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году — в иеромонаха. Уже при большевиках, в 1923 году, в Киеве отец Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом, а в 1928-м возведён в сан архимандрита.

Чернигов. Троице-Ильинский мужской монастырь

За всеми этими цифрами лет и простым перечислением фактов стоит одно – горячее, неустанное служение Богу и постоянный ясный, несомненный ответ Бога на это желание своего служителя. Дерзнём предположить: милость Божья, явленная на отце Лаврентии, была результатом трёх главных, часто невидимых миру «деланий»: пения Богу (не только на клиросе, но постоянной хвалы Его), непрестанной Иисусовой молитвы и тайной горячей молитвы о всём мире. В ответ на изумительную, редкую молитву хора отца Лаврентия и его личную непрестанную молитву Бог щедро от года к году умножал Свои дарования. Отец Лаврентий становится старцем, руководит ко спасению множество монашествующих и мирян. И со временем среди множества даров Божиих (любви к ближним, необыкновенного сочувствия всем нуждающимся, подлинной монашеской молитвы) окружающим открывается ещё один дар отца Лаврентия – прозорливость. Сразу после революции, видя, сколько греха и горя творится на родной земле, и, желая выпросить у Бога милости для родного и любимого им народа, архимандрит Лаврентий принимает на себя подвиг пещерного жития. В 1917—1925 годах в Чернигове на Болдиной горе возле Троицкого монастыря он ископал глубокие и длинные пещеры, которые впоследствии были названы Лаврентиевыми.

Рядом находились Алипиевы пещеры, выкопанные игуменом Алипием, сомолитвенником преподобного Лаврентия. Свод пещер составил подземную обитель с храмом в память святого великомученика Георгия Победоносца.

До самого закрытия монастыря в первой половине 20-х годов отец Лаврентий был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем.

Отец Лаврентий. Фото первой половины ХХ века

Постепенно он становится известен как старец высокой жизни, строгий последователь Православия. За советом и молитвенной помощью к нему приезжали не только обычные верующие, но и черниговские епископы. Его ласковый нрав, рассудительность и в то же время способность расплакаться от подлинного сочувствия чужой беде привлекали к нему души людей. Всё более открывался и дар прозрений. Часто человек лишь переступал порог, а батюшка уже знал, кто он, зачем пришел. Помощь от его провидческого дара была самой разнообразной – от простой, бытовой (где найти средства в бедности, выдавать ли замуж дочь) до вопросов жизни и смерти. Кого-то он не благословлял отправляться в путь и к вечеру узнавали, что поезд сошёл с рельс. Он убеждал, что якобы погибший на фронте ещё жив, и это подтверждалось. Отец Лаврентий предупреждал о грядущей войне, не раз точно указывал, кто выживет, а кто будет призван к Богу. Случаев подобных, записанных живыми свидетелями, существует великое множество. Среди тех, кто узнавал через старца волю Божью о себе и своих близких не только простые люди, но и иерархи Церкви, интеллигенция Чернигова, даже люди иных вер и вовсе атеисты. Всегда ясные и определенные ответы отца Лаврентия поражали. Однажды близкий к нему человек решился спросить: «Батюшка, откуда вы знаете, что нужно ответить каждому обращающемуся к вам, и всегда это бывает правильное решение?» Старец ответил: «На мысль полагает Бог, и ответ в сказанном сразу».Когда в 1930 году закрыли Троицкий монастырь, отец Лаврентий поселился в маленьком убогом домике, где жили его духовные чада. Богослужения совершал в небольшом Ильинском храме. Так прошло двадцать лет. Потом закрыли и этот храм. Однако, не имея возможности петь Богу в храме, отец Лаврентий, бережно сохранял все богослужебные книги и обширную нотную библиотеку. Когда его спрашивали: «Разве ноты ещё понадобятся?» – он всегда отвечал: «Конечно, будем ещё читать и петь».

Домик, в котором жил преподобный Лаврентий Черниговский, после реставрации

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору