Информационно-аналитическое издание

Новое правительство Украины: между желаемым и возможным

Версия для печатиВерсия для печати

9 декабря президент Украины В. Янукович внес в парламент на рассмотрение кандидатуру нового / старого премьера – Н. Азарова. Подобное решение президента было в определенной степени прогнозируемым в тех парламентских условиях, в которых ныне существует Партия регионов.

На сегодняшний день партия в определенном смысле стала заложником той задачи максимум, которая была сформулирована ее руководством в ходе последних парламентских выборов – сформировать полностью однопартийное большинство без привлечения каких-либо союзников (в том числе и КПУ). В итоге вместо того, чтобы договариваться с одним крупным игроком в лице Компартии, регионалы ввязались в сложный процесс согласования позиций с мажоритарщиками, каждый из которых получил возможность ставить свои условия. И несмотря на то, что внутренние торги все еще продолжаются, по словам руководства фракции, регионалам никак не удается набрать больше 223 депутатов во фракцию. Таким образом, голоса оставшихся 3-х неприсоединившихся становятся просто «золотыми».

Более того, даже, если Партии регионов удастся привлечь в свою фракцию 226 депутатов, то эффективность такой коалиции будет весьма условной. Регионалы могут вспомнить посторанжевый опыт «Нашей Украины» и «Батькивщины», когда большинство все время балансировало на грани, а решения не принимались неделями. Кроме того, если оппозиции удастся додавить регионалов в вопросе личного голосования, то проблем еще больше добавится, поскольку многим депутатам от бизнеса уже не удастся, постоянно занимаясь своими делами вне стен украинского парламента, одновременно голосовать за нужные законы. Опять же маловероятно, что, даже несмотря на жесткую партийную дисциплину, в новом парламенте Партии регионов удастся собрать у мажоритарщиков их карточки для голосования, которые становятся для последних лучшим аргументом для дальнейших переговоров.

Еще одним фактором, усложняющим эту ситуацию, является то, что при мизерном превосходстве большинства, оппозиции при нужном голосовании будет достаточно выдернуть из гнезд всего пару карточек, дабы не допустить принятия неприемлемых для неё законов. В итоге каждое голосование грозит стать настоящим кулачным боем с непредсказуемым результатом.

Другая важная проблема – кандидатуры в правительство. Результат на выборах, похоже, не дал возможностей ни одной из внутренних групп влияния существенно нарастить свой потенциал для того, чтобы лоббировать своего человека на пост премьера. Ведь среди прочего это должен быть человек, за которого проголосует всё парламентское большинство, а при нынешнем раскладе будет достаточно и одного несогласного, дабы сорвать голосование.

Заметный провал «стародонецких» во время подведения итогов выборов существенно снизил их политические акции, но при этом ни «Семья», ни объединившаяся с ней группа Д. Фирташа также не имеют парламентских рычагов продавить своего премьера. Хотя еще недавно всерьез обсуждался вопрос о том, что возможным премьером станет нынешний глава Нацбанка С. Арбузов, однако не похоже, что за его кандидатуру удастся собрать нужное количество голосов. И в первую очередь потому, что это будет означать окончательное отстранение «стародонецких» от управления страной (присутствие в Кабмине Б. Колесникова, скорее, исключение, чем правило). С целью не допустить этого могут объединиться даже старые противники.

Ведь в случае избрания С. Арбузова сложится ситуация, при которой Администрация Президента, Кабинет министров, все силовые ведомства, налоговые и финансовые органы будут находиться под тотальным контролем одной группы, в то время как остальные должны будут лишь искать нишу, чтобы эта самая группа не обратила на них внимания. В глазах остальных украинских олигархов отчетливо читается страх своеобразного повторения 90-х, когда может снова начаться передел собственности.

На данный момент та же «Семья» явно расширяет сферу своих экономических и политических интересов и не похоже, что она готова умерить свои аппетиты. Следовательно, потенциально появляется возможность того, что делить больше будет нечего и взор новой ФПГ обратится к уже принадлежащим другим группам активам. В условиях, когда эта ФПГ будет обладать полным набором государственных средств принуждения, бороться с ней будет крайне сложно.

Все это создает риски для стабильного положения самого В. Януковича. Ближайшие два года - это период формирования сложных диспозиций под президентскую кампанию, и для действующего президента жизненно важно, чтобы в стане его союзников не произошёл раскол. При нынешних же темпах экономического и политического расширения «Семьи» многие провластные олигархи могут засомневаться в своих перспективах после 2015 года в случае баллотирования В. Януковича на второй президентский срок.

И не исключено, что, реально взвесив свои шансы и присмотревшись к наметившимся трендам, эти самые олигархи решат, что оппозиция (и ее кандидат на президентский пост) более безопасна с точки зрения сохранения и дальнейшего развития их бизнеса. Сам же В. Янукович колеблется в выборе одного из двух возможных подходов. Первый - взять все в свои руки (в руки «Семьи») и жестко провести президентскую кампанию, не обращая внимания на недовольство и протесты бывших соратников. При этом ему следует ожидать формирования по настоящему опасной внутренней оппозиции.

И второй – вести более тонкую игру, построенную на постоянных компромиссах и договоренностях, некоторые из которых могут быть крайне неприятны действующему президенту.

Поскольку даже сам В. Янукович не может, видимо, просчитать, как будут развиваться события в Партии регионов и какие планы зреют в головах лидеров провластных ФПГ, актуальной проблемой остается и должность премьера. С одной стороны, есть желание занять ее стопроцентно своим человеком (в данном случае от «Семьи»), а с другой – экономический кризис грозит сделать эту должность самоубийственной с политической точки зрения. Поэтому даже если бы С. Арбузова удалось провести на пост главы Кабмина, то дальнейшие его перспективы были бы весьма туманны. В этом смысле единственным реальным кандидатом действительно остается все тот же Н. Азаров.

И думается, озвученные некоторыми экспертами аналогии с ситуацией Л. Кучмы - В. Пустовойтенко (когда Кучма, выполняя своё обязательство перед Пустовойтенко, внес его кандидатуру на должность премьера, после чего не обеспечил его избрание) не имеют под собой реальной основы, поскольку там имело место политическое соперничество людей с равными амбициями, в то время как Н. Азаров демонстрирует полное безразличие к какой-либо активной политической деятельности. Именно поэтому провал кандидатуры Н. Азарова, если таковой случится, будет явно не результатом спланированной стратегии президента. Более того, создаст ему действительно серьезные трудности, когда группы влияния снова начнут «осаждать» В. Януковича на предмет новой кандидатуры.

Есть некая ирония в предположениях о том, что идеальным вариантом для действующего президента было бы избрание на этот пост кого-нибудь из оппозиции. Такие варианты аккуратно уже начинают озвучиваться (под лозунгом «большой коалиции»), и хотя перспективы подобного ничтожны, работа и в этом направлении может вестись.

Скорее всего, как бы эта идея ни нравилась Партии регионов, им придется вернуться к варианту альянса с КПУ, поскольку лишь такой альянс может обеспечить по-настоящему надежную поддержку как кадровых, так и законодательных изменений.

И в КПУ это прекрасно осознают, не предпринимая резких шагов, даже несмотря на попытки регионалов надавить на них через положения Регламента Верховной Рады Украины, согласно которому у КПУ могут возникнуть серьезные сложности с формированием своей коалиции. Во многом играя на этом положении внутреннего документа парламента, регионалы надеются «разорвать» представителей Компартии, по одному втянув их в парламентскую коалицию. Насколько это им удастся, в большей степени будет зависеть от готовности депутатов КПУ держаться до последнего, поскольку в этом случае они явно могут получить больше, чем в одиночку. Более того, у Партии регионов все меньше козырей для заманчивых индивидуальных предложений таким депутатам, поскольку львиная доля их уже была сделана мажоритарщикам, а количество мест во власти небезгранично.

Таким образом, несмотря на оптимистические заявления регионалов, правящая партия попала в весьма сложную ситуацию, при которой состав нового правительства может стать яблоком раздора, ухудшив и без того далеко не теплые отношения между группами влияния. В совокупности все возникшие проблемы могут негативно сказаться на возможностях В. Януковича для политического маневра.

Сложившаяся ситуация лично для президента дополнительно осложняется внешнеполитическими факторами в виде конкурирующих направлений интеграции, нерешенности газового вопроса, усложняющейся внешнеполитической обстановки и надвигающегося экономического кризиса.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору