Информационно-аналитическое издание

Под лупой: безобразие вкуса новых европейцев

Версия для печатиВерсия для печати

Продолжающееся на Украине бешенство революционных городских люмпенов и селюков, проникших даже в парламент и засевших в министерских креслах, обязательно должно было найти свое отражение в так называемой культурной жизни территории, объявленной Европой безвизовой.

Так оно и случилось. Признаком «культурного» человека стало отрицание Русского мира, умение и решимость петь матерные частушки о Путине, помощь «героям АТО» и отказ от творческих поездок и гастролей в Россию и Крым. Люди вроде Пояркова, Роговцевой, Скрыпки, Горбунова, Забужко объявлялись национальной гордостью, а их творчество превозносилось до небес.

Но это, так сказать, первые эшелоны культуртрегеров, засевших в Киеве и Львове, а творцов и богемных рекрутов на Украине завались. В каждом райцентре. И амбиции у них ничуть не уступают столичным. Как и вкусы. Точнее то, что должно означать вкус.

Для демонстрации региональных культурных элит проводятся многочисленные творческие фестивали, конкурсы и мероприятия, которые за неимением синонимов в украинской мове зачастую неуместно именуют «биеннале».

Но если в Киеве, обросшем бюргерским брюшком снобизма, уровень этих мероприятий бывает вполне приличным, то в регионах эксперименты оборачиваются пошлостью и посмешищем.

Как, например, случилось с очередным одесским кинофестивалем (ОМКФ-2017), главным сюрпризом которого было отсутствие украинской мовы даже на указателях и нормальной украинской культуры в программе.

Конечно, нашлись деньги на западных звезд, но карикатурности ради в Одессу затащили Лию Ахеджакову, которая гармонично смотрелась в компании министра-ксенофоба Нищука и шоу-группы «Маски», давно и плодотворно развлекающей атошников.

А кому еще интересно кривляние фриков-пенсионеров вроде Барского и Делиева?

Разумеется, не обошлось без политики.

Так, некая актриса Римма Зюбина, которую и на Украине знают лишь крутые эксперты как чемпионку по ролям в фильмах, снятых на мобильный телефон, оделась в платье-плакат от постоянного дизайнера актрисы Гоши Альтшуллера, который содержал принт #FreeSentsov. Как говорится, навела на себя лупу общественного внимания.

Появление же на красной дорожке фестиваля никому не известных людей в нелепых (по-моему, одного размера) нарядах стало предметом недельных насмешек всех, кто обладает чувством юмора, невзирая на политические взгляды и религиозные убеждения.

Но это - реально крупное событие, в которое вкладывались деньги государства и олигархов, таких как Тигипко.

* * *

Менее значимые события, хотя и не уступают в пафосе, но выглядят просто карнавалом, торжеством сельской самодеятельности, которую приглашенные за деньги или выпивку «аналитики и эксперты» называют творческими находками.

Нация, упорно пробирающаяся в Европу, верит, что эти выставки безвкусицы и есть приобщение к еврокультуре. Особенно это видно на всевозможных конкурсах красоты и парадах невест и разнообразных областных балах, о которых наперебой пишут таблоиды.

По факту это выглядит наглядной рекламой тернопольского мясокомбината, выставкой достижений местной пластической хирургии и результатов скрещивания…

Однако от желания стать европейцами не убежишь. И «лучшие люди городов и сел» стекаются на карикатурные балы и приемы. В той же Одессе местный бал целесообразно проводить как часть Юморины.

Здесь не только собираются люди с хроническим расстройством вкуса, здесь посвящают в рыцари считающийся городским сумасшедшим князь Цицак и некая княгиня Чарторыйская с повадками торговки с Привоза. И все это на фоне буйства фантазий дизайнеров с дипломами культпросветучилища и десятков мачо местного масштаба.

Европу строят и прямо в центре Киева, где проводят богемные фестивали гольфа для богатых дам, над чьими фотографиями после ржет весь Киев, вплоть до Фастова и Василькова.

Музыкальные фестивали также превращаются не столько в праздник музыки, сколько в шоу шовинистов либо в массовую пьянку. А, например, знаменитый рок-фестиваль «Бандерштадт», уже давно проходящий в Луцке, объединяет обе категории. Дошло до того, что местные жители уже требуют вывести нетрезвых национал-горлопанов и их фанатов подальше от населенных пунктов.

Даже фольклорные фестивали, ставшие традиционными еще с «тоталитарных» советских времен, при которых, по новым понятиям, «гнобилось и уничтожалось все украинское», сознательно убивают культурой «под Европу».

* * *

21 августа закончился фестиваль гончарства, который проводится на Полтавщине в селе Опошня, что недалеко от Диканьки.

Село уже давно перестало быть центром гончарства, несмотря на все отчаянные попытки одиночек сохранить былой статус Опошни. В силу нынешних социально-политических обстоятельств даже находящийся здесь уникальный Коллегиум искусств превращается в банальную школу рисования и лепки, а местные гончары делают не раритеты, а гонят ширпотреб для туристов.

Нынешний фестиваль, разрекламированный на презентации как «масштабное культурно-художественное действо», проводился целую неделю в Центре развития духовной культуры Национального музея-заповедника украинского гончарства. И, как говорилось в официальном анонсе, был призван «возрождать гончарные традиции Украины».

Наверное, в связи с безвизом и марширующими на Украине европейскими стандартами, украинскую керамику решили возрождать с помощью нового направления гончарного бодипейнтинга - BodyCeramicFestUkraine.

Суть возрождения заключалась в променаде на фоне зеленого деревенского забора неких раздетых див, раскрашенных, как горшки, куманцы и тарелки.

Характерно, что большая часть персонажей опошнянского бодиарта представляла собой даже не козаков и мавок, а североамериканских индейцев и представителей племен зулусов. Вполне соответствует европейской толерантности. Это особенно актуально в силу слухов о грядущем переселении на Украину части европейских беженцев из стран Африки.

Конечно, были конкурсы и даже обучение работе на гончарном круге, но фишкой фестиваля местные СМИ назвали именно «уникальный бодиарт».

Для сельского или даже районного масштаба мероприятие вполне укладывалось в сценарий утренника, но действо презентовалось как международный фестиваль, а размах напоминал, по мнению одного из комментаторов «Фейсбука», «праздник Нептуна в пионерлагере».

Разумеется, высказывались и жестче:

- «Вплетать украинские традиции в современный культурный контекст адекватно нелегко. Это, собственно, все, что я хочу сказать о креативе, представленном на национальном фестивале гончарства в Опошне»;

- «К гончарству, конечно, далеко, но по крайней мере бл***тва не было»;

- «Такая красота и такой талант угробит этот мир»;

- «Прежде всего, это некрасиво. Можно закрыть глаза на неуместные полуголые тела. Но само художественное исполнение – низкопробное»;

- «В Україні гола жінка продає усе - від арматури до словників, а починає з себе. Якось так тривіально, що вже не зачіпає».

Но организаторы шоу остались довольны европейским экспериментом, а гендиректор музея-заповедника гончарства Олесь Пошивайло даже мечтает установить на месте сброшенного памятника Ленину обелиск украинскому гончарству.

Только вот местные депутаты не дают его построить. То ли денег нет, то ли агенты Путина работают. А новые памятники на фундаментах старых, разбитых питекантропами майдана – это тоже часть новой «евроукраинской культуры».

На Полтавщине, в селе Большие Сорочинцы 22-27 августа проходит, как сказано в анонсе, «Национальная Сорочинская ярмарка». В этом году на ярмарке торгуют Тина Кароль, Оля Полякова, Ирина Билык, группа «Пара нормальных», Олег Винник, DZZIDZIO…

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору