Информационно-аналитическое издание

Святая Троица на Троещине

Версия для печатиВерсия для печати
Свято-Троицкий собор на Троещине в Киеве
 
Год нынче особый – 1025-летия Крещения Руси. И хотя кое-кто, даже из украинского церковного руководства, норовит присвоить этому событию наименование странное, если не сказать лукавое, измышленное удуманными антирусскими историками, – «Крещение Украины-Руси», не следует уподобляться этим настроениям, а нужно делать свое дело. Эти люди уйдут известно куда, а наши храмы останутся стоять для православных прихожан единой Русской Церкви, неотторжимой частью которой является каноническая паства, проживающая на Украине.
 
В этом году Святая Троица празднуется 23 июня. Праздник Святой Троицы, кроме сакральных духовных смыслов, говорит нам о единении и соборности, за которые ратовал преп. Сергий Радонежский, в сущности, «прививший» Руси учение о Св. Троице, которое потом неповторимо воплотил в своей грандиозной иконе преподобный иконописец Андрей Рублев. Следует помнить, что и сам праздник Св. Троицы впервые появился в качестве местного храмового праздника Троицкого Собора (Троице-Сергиевой обители, впоследствии ставшей лаврой), как чествование иконы «Троица» преп. Андрея Рублева. 
 
Богослов Павел Флоренский писал: «Дом Живоначальныя Троицы сознается сердцем России, а строитель этого Дома, Преподобный Сергий Радонежский – Ангел Хранитель России…» Впервые в русской религиозно-философской мысли преп. Сергий придал идее Св. Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Таким образом, Св. Троица — это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество в частности.
 
По сути дела, образ Св. Троицы показал всей Руси возможную и реальную дорогу спасения государства. В религиозно-философском смысле этот образ как идеал земного бытия открывал и открывает путь для снятия самой дилеммы — национальное или вселенское. Сегодня, когда объединительная (точнее – воссоединительная) тема для Руси – Великой, Малой и Белой – остро встала на повестку дня, единяющие духовные послания преп. Сергия Радонежского и Андрея Рублева являются весьма актуальными.
 
В этом году Праздник Троицы близко по календарю «подошел» к 25 июня — когда отмечается День дружбы, единения славян.
 
 
Троица. Надвратная икона Троицкого храма на Троещине, Киев
 
* * *
 
Мы уже рассказывали о Празднике Троицы и о Троицком храме Харькова, теперь скажем слово о красивой Троицкой церкви, возведенной уже в новейшие времена в районе града Киева, именуемом в нашем случае тоже созвучно-символично – Троещиной.
 
Символично и то, что село Троещина уже давненько, по грамоте Государя Петра Великого от 1720 г., принадлежало Троицкому больничному монастырю, что состоял при Киево-Печерской лавре.
 
Эту нарядную, величественную и стройную церковь видно от Днепра, если ехать на Троещину по Московскому мосту с правого берега.
 
Закладка трехпрестольного собора в честь Святой Троицы на Троещине состоялась 16 октября 1990 г., а 17 июня 1997 г., нескоро для новейших времен, спустя 7 лет, троещинский храм на праздник Святой Троицы освятил Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Это был первый храм, возведенный в Киеве за последние 80 лет. 
 
* * *
 
Село Троещина являлось исторической левобережной местностью Киева и располагалось вдоль речки Десёнки, рукава Днепра, в сторону реки Десны, вблизи урочища Бобровня.
 
 
Впервые место упоминается в летописи под 1026 г. – тут был загородный княжеский дворец «Рай» (или «Радосынь»), а также церковь святого Георгия. С 1240 г. дворец стал загородной резиденцией киевских князей. В XV в. тут располагался замок киевского князя Симеона Олельковича, известный в исторических источниках как «Олельковское городище». При замке возникло село Милославичи, упоминающееся в летописях под 1151 г., но, увы, уничтоженное  во время конфликта между шляхтичами в начале XVII в. Вот тогда-то городничий Станислав Вигура и основал здесь небольшой хутор. Троещина является продолжением бывшего села Вигуровщина.
 
Что касается самого села Троещина, то оно появилось около XVI в. в местности, которая тогда носила название «Чуриловщина» или «земля Троицкая», по названию монастыря лавры. Что-то этой землице было уготовано свыше: она всегда была проблемно-конфликтной, часто шли тяжбы и споры. Пока гетман Богдан-Зиновий Хмельницкий не вмешался своим указом. В результате в 1657 г. киевский полковник Дворецкий, осуществивший обмеры территорий, установил тут границы меж селами. Однако через полвека, в 1704 г., по указу митрополита Ясинского границы между Вигуровщиной и Троещиной снова были пересмотрены, а потом еще раз в 1712 г.
 
И документы 1781 года фиксируют наличие в Троещине деревянного храма в честь великомученика Георгия Победоносца.
 
Историки рассказывают, что эта территория до 1471 г. входила в состав Киевского княжества, затем – Киевского воеводства Литовско-Польского государства, а с 1782 г. – Киевского наместничества Российской империи. Сто лет, в 1802-1902 гг., эти земли  относились к Черниговской губернии.
 
И уже фактически в новое время, ровно четверть века тому, с 1988 г. село Троещина включено в состав Киева. Ныне это крупнейший киевский жилмассив, в котором проживает 600 тыс. человек.
 
 
Две Троещины: сельская и городская. Вид с колокольни Троицкого храма
 
 
Считают, что это самый густонаселенный район Киева. Кто-то видит в нем в темное время суток схожесть с Буэнос-Айресом: когда поздно вечером троещинцы добираются домой и зажигают в квартирах свет, район превращается в космическое собрание миллионов огоньков.
 
 
Ул. Бальзака
 
 
* * *
 
Инициатором возведения на Троещине собора, посвященного Св. Троице, вместо деревянного приходского храма в честь вмч. Георгия Победоносца, уничтоженного в 1962 г. (на его месте построен клуб), был архимандрит Пимен (Соболев), он же стал его первым настоятелем. И храм был заложен 16 октября 1990 г. митрополитом Филаретом (Денисенко), еще до распада СССР, до инициированного им церковного раскола и отлучения его от Церкви.
 
Средства на храм жертвовали священнослужители Троицкой церкви и многие верующие, немалую помощь символично-освободительно оказал Ватутинский район Киева. Потом произошли известные драматические, а порой и трагические события расчленения нашего большого Отечества, и отсюда понятен перерыв, возникший в строительстве храма. После судьбоносного Харьковского Архиерейского собора 1992 г. работы были продолжены уже при содействии Митрополита Владимира (Сабодана), городской и Ватутинской районной администраций. 

Проект нового храма разрабатывали архитекторы Вадим и Ирина Гречина, конструктор — Леонид Линович. Считают, что собор построен в стилизованных формах южнорусского барокко. Все здесь продумано и обустроено основательно, с учетом многих потребностей и обстоятельств: пятикупольный храм рассчитан на 1200 прихожан, имеется двухъярусная колокольня, мастерские, хозяйственные сооружения, колодец, в комплекс входят также гостиничные паломнические келии, воскресная школа-трапезная, крестильня, иконописная мастерская, дом настоятеля, трансформаторная подстанция, ворота.
 
В 1998 г. в колокольне была открыта воскресная школа для детей с тремя классными комнатами.
 
 
В храме установлен уникальный иконостас работы черкасских мастеров-краснодеревщиков.
 
 
Иконостас Троицкого собора на Троещине
 
16 наружных икон на центральном куполе и колокольне выполнены на стальных досках авторами проекта.
 
Комплекс возведен между селом Троещина и жилым массивом Выгуровщина-Троещина, на искусственном холме, выше затапливаемого уровня поймы Днепра.

 
В один из недавних декабрьских дней в Свято-Троицком соборе в течение одиннадцати дней  пребывал список чудотворной иконы Божией Матери «Троодитисса». Назван образ по наименованию горного массива Троодос, где расположен монастырь, в котором и теперь находится первообраз этой иконы, в самом высокогорном монастыре Кипра (1392 м над уровнем моря). По молитвам Божией Матери Троодитиссе перед Ее иконой бездетные женщины получают дар чадородия. На этой иконе Богородица изображена с легкой улыбкой на устах.
 
 
Троодитисса в храме на Троещине
 
Дело в том, что одна бездетная женщина, молившая Богородицу о ребенке, дала обет: если Господь пошлет мальчика, то отдаст его в монастырь. Сын, по молитвам, родился и подрос и был отдан в монастырь на послушание. Но мать все же решила, в нарушение обета, забрать ребенка. Когда женщина повела сына домой, с монастырской стены на подростка упал камень. И икона – прикрыла мальчика, приняв удар на себя. С той поры в иконной доске так и остался с обратной стороны кусок острой каменной породы.
 
Настоятель Свято-Троицкого собора, благочинный киевского Северо-Восточного округа Киева протоиерей Димитрий Григорак отслужил акафист Пресвятой Богородице пред иконою Ее, именуемой Троодитисса, и обратился к верующим со словами наставления, в которых выразил упование на помощь, исцеление и заступничество Пречистой Божией Матери.
 
 
* * *
 
Центральный придел Троицкого собора освящен, понятно, во имя Живоначальной Троицы, а вот северный – в честь преподобного Серафима Саровского. У Руси все святые, ходатаи за нас пред Господом, – общие!
 
 
Образ преп. Серафима Саровского в Троицком храме Троещины
 
Южный придел посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу (помним об уничтоженном на Троещине храме!), нижний – великомученику Димитрию Солунскому.
 
В храме прихожане могут приложиться к таким святыням, как иконы с частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, преп. Серафима Саровского, Феодора Санаксарского и его племянника прав. Феодора Ушакова (знаменитого русского адмирала). Имеется также мощевик с частицами мощей Печерских преподобных, почивающих в Ближних и Дальних пещерах Киевской лавры. 
 
 
Святые Земли Русской, молите Бога о нас!
 
Пресвятая Троица, спаси нас!
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору