Информационно-аналитическое издание

Теперь уже виноват российский орёл

Версия для печатиВерсия для печати

После того как патриарх Варфоломей заявил о легализации украинских раскольников, идеологов украинских националистов потянуло на историю. Связанные с так называемым томосом события имеют историю в сотни и сотни лет, что типично для церкви, но не типично для текущей политики. Варфоломей перемешал церковь с политикой.

Православных Украины США превращают в униатов

«Недавно в окрестностях городка Силвер-Спринг, штат Мэриленд, — пишет Лозинский в газете украинских националистов США «Свобода», — у прихода украинской православной кафедры св. Андрея состоялся украинский фестиваль. Посетила его моя дочь. Войдя в церковь, она заметила ковёр с изображением двуглавого орла и узнала это изображение как символ Московской империи. Она сразу позвонила мне».

Главный идеолог украинских националистов в США Аскольд Лозинский возмущается двуглавыми орлами даже в украинских церквях за океаном.

Сразу видно, что дочь стоит своего отца. Сразу же решила заложить диаспорянских священников. Но это ещё ничего. Если говорить о символике, то сам президент Порошенко выступил не так давно на так называемом молебне за томос аж под тремя двуглавыми орлами, под ними же молились главы неканонических «УПЦ КП» и «УАПЦ». Так что украинских националистов сопровождает в важнейших для них действах не самая благоприятная для них символика.

А то, что другого выхода нет, кроме пребывания в символическом поле России, показывает продолжение статьи Лозинского: «Я обратился спокойно к священнику отцу Владимиру за объяснением. Он спросил меня, был ли я в патриаршем Владимирском соборе в Киеве... и заметил ли я что и там подобные ковры? Отец Владимир согласился, что двуглавый орёл это символ Москвы. Однако прочитал мне лекцию по истории. Этот герб был символом вообще империй, после Византийской империи, и стал символом Православной церкви, происходившей из Византии. Москва не только узурпировала Византийское православие, но и присвоила в то же время герб Византии. После я начал исследовать политический смысл этой символики. Московский двуглавый орёл - это больше, чем продвижение концепции «русского мира», это провозглашение себя империей, наследником Византии, третьим Римом, или вторым Иерусалимом. Московия представила себя в XVI в. центром Православия против католического мира и государств Польши и Литвы».

Показательно, что двуглавые орлы присутствуют не только в Софийском соборе, где под символами России выступал Порошенко, но и во Владимирском соборе, где сейчас главный штаб «киевского патриархата».

Но вот каким образом Москва «узурпировала Византийское православие»?

Ведь не только Русь принимала православие от Византии, но и многие другие страны. Они, по мнению Лозинского, тоже узурпаторы? Но самое показательное тут — слова о католичестве («католическом мире»).

Если вы приверженцы католического мира, зачем же называть себя православными и разрушать православие изнутри через легализацию раскольников? Не лучше ли самим перейти в католичество.

Но нет. Многие украинские националисты уже наполовину католики, так как являются униатами. И вторжение в православие для них не больше, чем первый шаг к тому, чтобы всех православных Украины сделать униатами. А оттуда недалеко и ко второй унии Константинополя с Римом. А оттуда — прямой путь в католичество.

Напоминая историю, Василий Анисимов пишет статью «Порошенко и Варфоломей: восстановление руины?»

Спецпредставитель США поддержал раскольников

Символично, что спецпредставитель США по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбэк заявил в это же время о поддержке раскольников. И это уже не первое подобного рода открытое заявление представителей Госдепа США.

«Это неотъемлемое право украинской православной церкви и самих украинцев решать вопросы религии так, как положено именно им. Так, как они заслуживают. Без помех, без всякого вмешательства извне. И это тот путь, который мы видим для украинской православной церкви — вот как всё должно продвигаться. Это американское понимание, это американская позиция», — сказал Браунбэк в интервью «Радио Свобода».

Неужели США не видят, что подобные заявления, особенно ввиду геополитического положения США и их влияния на украинских руководителей, и есть прямое вмешательство извне? Неужели представители Госдепа, делая подобные заявления, не видят также прямого вмешательства украинского государства в дела церкви?

Показательно, что в это же время с подобным заявлением в очередной раз выступил Константинопольский патриарх Варфоломей.

«Украинцы имеют право на автокефалию, как и все балканские народы, которые некоторое время находились в прямой юрисдикции Вселенского патриархата, но пришло время, когда они стали самостоятельными. Почему все остальные имеют право на автокефалию, а 45-50 миллионов украинцев не имеют? Это несправедливо», — заявил Варфоломей.

Интересно, вспоминал ли Варфоломей, как он поступил в 1990-х годах с Эстонской православной церковью — 22 февраля 1996 года синод Константинопольского патриархата под председательством Варфоломея учредил параллельно Эстонской православной церкви РПЦ автономную церковь под своей юрисдикцией. Тогда же в феврале 1996 года РПЦ приостановила евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Позже стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования на территории Эстонии двух церковных юрисдикций. Что ни говори, раскол тогда Варфоломею в полной мере не удался, так как в юрисдикцию Константинополя перешла незначительная часть верующих — около семи тысяч, в то время как без малого двести тысяч осталось в юрисдикции РПЦ.

Может, Константинополь рассчитывает, что ему снова всё сойдёт с рук? Увы! Сейчас масштаб не тот. Кроме того, был факт легализации закоренелых раскольников. К тому же Варфоломей не в курсе, что благодаря правлению украинских националистов украинцев сейчас далеко не 45-50 миллионов, а на 10-20 миллионов меньше. Да и кто ему давал право говорить от имени всех украинцев, когда огромная часть православных хранит верность канонической УПЦ, которую возглавляет митрополит Онуфрий.

Отношения между «киевским патриархатом» и автокефалами обострились

Но самое главное не это. Не так давно и Госдеп США, и представители Константинополя ещё раз заявили об автокефалии. Зачем же им потребовалось повторять это ещё раз?

Одним из ответов на этот вопрос может явиться то, что, после того как произошло признание раскольников Константинополем, резко осложнились отношения между такими структурами, как «УПЦ КП» и «УАПЦ».

К тому же в подвешенном состоянии оказались те несколько иерархов канонической УПЦ, которые под давлением властей поддержали проект Порошенко об автокефалии. Когда реальность этого была далека, они могли теоретически заявить о своей поддержке. Но сейчас они могут просто лишиться своих кафедр в РПЦ и не получить ничего в новой структуре. А выжидая, они ничего особо не теряют. К тому же многим не хочется идти в подчинение Денисенко, именующему себя Филаретом. Да и если вместо Филарета будет кто-то другой, непонятно, как сохранить своё место, если паства будет против. И особенно если РПЦ предаст их анафеме.

В то же время ряд потенциальных сторонников автокефалии, таких как Юлия Тимошенко или Анатолий Гриценко, не прочь задержать этот процесс, так как сам факт автокефалии Порошенко использует для своей избирательной кампании.

Такие сторонники автокефалии хотят, чтобы этот проект был реализован после выборов. Кстати, говорят, что после выборов всё может затормозиться и сойти на нет, так как исчезнет мощнейший стимул.

Экс-спикер СБУ о поддержке США решения Константинополя: «Дело идёт к югославскому варианту».

Понятно, что после начала процесса возникло много трудностей, которые никто не просчитывал, запуская его. Появилась опасность, что внутренние украинские противоречия помешают реализации проекта раскола православия, вот почему Госдеп и Варфоломей в очередной раз заявили о своей поддержке автокефалии.

О том, что автокефалия не рассматривается иначе чем глобальный антироссийский проект, свидетельствует и продолжение цитируемой выше статьи Аскольда Лозинского, которую он писал в Нью-Йорке — месте своего проживания.

«Эта узурпация наследия Византии и православия москалями, — пишет Лозинский, — подобна узурпации самого названия Россия, которую присвоил для Московии царь Пётр I... Наверное, никто так хорошо не понимал этого, как понимал Тарас Шевченко, который часто находился в обществе москалей, потому что, кстати, прожил половину своей жизни на территории Московии и имел даже много друзей среди москалей, но никогда не пользовался их названием «Россия» или «русские». Т. Шевченко писал только «Московия», «Москва», «москали»… Вот почему сегодняшнее стремление к автокефалии украинского православия является таким важным для украинцев и такими противным для москалей. Ведь автокефалия означает духовное уничтожение Московской империи, а также большие убытки материальные… Кажется, мы будем свидетелями распада ещё одной империи».

* * *

То, что украинские националисты так долго и упорно пишут о том, что Россия до Петра I называлась Московией, означает, что они и сами верят в этот бред, который кочует из одной их работы в другую.

Пётр I в 1721 году провозгласил Российскую империю. Но ещё после венчания Ивана IV на царство в 1547 году страна стала называться Российским царством.

А до венчания Ивана IV великие князья, правившие в Москве, именовались Владимирскими и всея Руси.

Причём Русь ещё с XI века в некоторых западноевропейских источниках по-латински называлась Russia.

Пётр, поклонник всего западного, ввёл это слово в активный оборот, заменив им старое название — Русь.

А украинские националисты думают, что до Петра слово «Россия» не использовалось. Они даже не так давно предложили законопроект, запрещающий под страхом тюрьмы называть современную Российскую Федерацию Россией, мол, надо называть только Московией. Но данный законопроект носил столь популистский характер, что его не приняла даже нынешняя Верховная рада.

Такую же ложь использовал Лозинский по отношению к Тарасу Шевченко. Просто удивительно, как идеолог украинского национализма может быть столь необразован в том, что касается Тараса Шевченко — главной иконы всего украинства.

Приведём несколько выдержек из дневника Тараса Шевченко, где употребляются слова, о которых Лозинский пишет, что Шевченко их не использовал: «Жаль, что я плохо владею русским стихом, а эту оригинальную поэму нужно непременно написать по-русски... А на поверку оказалось, что ничего не имеется, кроме чая, даже обыкновенной ухи. Это в Астрахани, в городе, который половину огромного русского царства кормит осетриной... Русские люди, в том числе и нижегородцы, многим одолжились от европейцев и, между прочим, словом клуб... Московская улица. Существует ли хоть один губернский город в России без Московской улицы?».

Примечательно, что свой дневник Т.Г. Шевченко вёл именно на русском языке.

А украинским националистам нужно лучше учить историю, прежде чем рассуждать о судьбах православия и распаде империй.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору