Информационно-аналитическое издание

Украина и Молдавия: дружим против своих суверенитетов

Версия для печатиВерсия для печати

В 2017 г. было семь украинско-молдавских встреч на уровне президентов и премьеров. В марте 2018 года в Кишинёве побывал председатель Верховной рады Андрей Парубий. В мае готовится ещё одна встреча на высшем уровне в Киеве.

Ни одна из этих встреч не была посвящена укреплению мира и стабильности в Восточной Европе и сохранению суверенитета Молдавии и Украины.

Хотя и в Киеве, и в Кишинёве заявляют, что никогда с момента провозглашения независимости Молдавии и Украины их отношения не были столь плодотворными, как сейчас, заявляют в Кишинёве и Киеве.

Молдавия – одно из беднейших государств Восточной Европы, с самого момента провозглашения независимости в 1991 г. правящая элита которого только и мечтала с этой самой независимостью расстаться. К выходу из состава Советского Союза Молдавия шла под прорумынскими лозунгами, после выхода из состава СССР эти лозунги, уже воплощённые в реальную политику, продолжали присутствовать в молдавской идеологии.

Неудивительно, что Молдавия была первой из восточноевропейских республик СССР, где вспыхнула гражданская война. Вспыхнула менее чем через год после объявления молдавской независимости, когда в марте 1992 г. Молдавия вздумала разобраться с Приднестровьем, не питавшим особого пиетета ни к Румынии, ни к её кишинёвским клевретам.

Кровавую бойню остановила российская армия – единственная на тот момент сила, способная это сделать. В 1992 г. российский контингент в Приднестровье в соответствии с трёхсторонним соглашением Молдавия-Россия-Украина получил миротворческий статус. Приднестровье стало единственным регионом в Восточной Европе, где после введения миротворцев военные действия больше не возобновлялись. Это лучшая характеристика деятельности российских миротворцев.

Украина стала второй после Молдавии восточноевропейской республикой СССР, где разгорелось гражданское противостояние. Всё шло по тому же самому сценарию, что и в Молдавии: курс на Запад и попытка силой задавить тех, кто на Запад не хочет.

Теперь Молдавия и Украина сообща осуществляют блокаду Приднестровья и пытаются выдавить оттуда миротворческий контингент. Если кому-то мешают миротворцы, значит, этот кто-то хочет войны. Молдавия и Украина идут в фарватере внешней политики Запада, для которого Приднестровье наряду с Белоруссией – досадное препятствие на пути установления полного контроля НАТО над восточноевропейским пространством бывшего СССР от Прибалтики до Одессы.

12 апреля 2018 года, после переговоров с молдавским премьером Павлом Филипом Пётр Порошенко подписал закон «О совместном контроле лиц, транспортных средств, товаров и предметов в совместных пунктах пропуска через украинско-молдавскую государственную границу». Таких пунктов всего 68, совместный контроль осуществляется на шести из них, но Киев и Кишинёв стремятся увеличить число совместных КПП.

На межпарламентской конференции Грузия-Молдова-Украина 2 марта в Кишинёве стороны обсудили планы создания совместной военной украинско-молдавско-грузинской бригады по аналогии с существующей литовско-польско-украинской бригадой со штаб-квартирой в польском Люблине. По словам посла Украины в Молдавии Ивана Гнатишина, эти меры направлены на обеспечение безопасности всего региона от «российской угрозы».

Гнатишин вряд ли верит в то, что от Молдавии или Украины в регионе что-то зависит. Заявления Гантишина о том, что российские миротворцы в Приднестровье представляют для Украины такую же угрозу, как и для Молдавии – это попытка придумать оправдание, почему Киев хочет убрать из региона тех, кто 26 лет назад остановил здесь войну.

По словам спецпредставителя Украины по приднестровскому урегулированию Виктора Крыжановского, Киев согласен предоставить коридор и обеспечить безопасность российских военных для вывода их с территории Приднестровья.

По сути, Киев и Кишинёв ратуют за замену россиян международной гражданской миссией, что равнозначно полному удушению Приднестровья в объятиях Запада. Как работают международные гражданские миссии, мы видим на примере ОБСЕ в ЛНР и ДНР. Штат этих миссий состоит, как правило, из граждан стран-членов НАТО и ЕС. Наблюдатели ОБСЕ четвёртый год подряд не могут определить, кто же это стреляет по мирным кварталам Л/ДНР из тяжёлого вооружения со стороны украинских позиций.

17 апреля сотрудники ОБСЕ и вовсе выложили в открытом доступе фотографии расположения военной техники армии ЛНР, подготовленной для участия в параде Победы 9 Мая, после чего по технике был нанесён удар артиллерией ВСУ. Можно ли таким международным миссиям доверять ответственное дело сохранения мира в Приднестровье? Вряд ли.

Подыгрывая Западу в приднестровском вопросе, Украина сама себе роет яму. Самым ярым противником присутствия российских миротворцев является Бухарест. Оно и понятно, у него в планах построить Великую Румынию с Черновицкой и Одесской областями в её составе. Российские миротворцы в Приднестровье невольно охраняют территориальную целостность Украины, поскольку без них Румыния чувствовала бы себя более раскованно и безнаказанно.

Призывая к замене россиян невнятной международной миссией, Киев открывает все шлюзы для румынского военно-политического влияния в регионе. Вместо того чтобы поддерживать прорумынских, а значит, антимолдавских политиков в Кишинёве, Украине следовало бы трудиться не над уничтожением, а укреплением молдавской национальной идентичности.

Украина должна быть самым горячим сторонником сохранения молдавской государственности как буфера на пути румынской экспансии. Растворение молдавской государственности в панрумынском геополитическом проекте укрепит позиции Бухареста в регионе и существенно ухудшит позиции Киева.

Это обернётся не только территориальными потерями для Украины, но и ослаблением украинской экономики: Румыния ведёт подпольную дипломатическую работу, чтобы оттяпать украинский о. Майкан, обладание которым превратит её в монополиста в дунайском судоходстве.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору