Информационно-аналитическое издание

Украинская партия в Польше: политический капкан

Версия для печатиВерсия для печати

Вице-премьер Польши Ярослав Говин выступил за полное открытие рынка труда для украинских мигрантов и предоставление им возможности получения польского гражданства после пяти лет проживания на территории Польши. Портал Kresy.pl пишет: «Украинизация польского рынка труда неизбежна». Известная польская газета Rzeczpospolita призывает со своих страниц дать украинцам возможность не только работать, но и служить в польской армии.

Это необходимо сделать потому, говорят вице-премьер и СМИ, что, во-первых, в Польше наблюдается острая нехватка рабочих рук; во-вторых, Польша должна закрыть свои границы перед мигрантами из Африки и Ближнего Востока, набирая вместо них украинцев.

Евродепутат от правящей партии «Право и справедливость» Рышард Чарнецкий, аргументируя отказ Варшавы принять арабов и африканцев, заявил, что по количеству мигрантов Польша и так на втором месте после Германии. Только эти мигранты не из Африки, а с Украины.

Польша оказалась в своеобразном капкане: обойтись без мигрантов она не может, но бесконтрольная миграция в будущем может ухудшить социальную обстановку.

Но это в будущем, а вот без мигрантов польская экономика начнёт скукоживаться прямо сейчас, что отразится на рейтингах ведущих партий. Поэтому правительство выбирает из двух зол меньшее: мигрантов пускает, но не из Сирии или Ливии, а с Украины.

Кроме украинцев, упрощённая процедура трудоустройства действует также в отношении белорусов, армян, молдаван и россиян, но миграционные потоки из этих стран в Польшу не сравнимы с украинскими.

По официальным данным, за рубежом трудятся всего 60 тыс. россиян. Украинцев же – около 4 млн. Грузины, несмотря на такой же безвиз с ЕС, как у Украины, чаще едут работать в Россию, чем в Европу.

Недавно президент Молдавии Игорь Додон договорился с Москвой о миграционной «амнистии» для 250 тыс. молдавских заробитчан. Пока Румыния изображает из себя радетеля за светлое будущее молдавского народа (совсем как Польша по отношению к Украине!), молдаване чаще едут работать вовсе не в Румынию, а в Россию.

Украинцы поступают также. Заработки в России хоть и ниже, зато процесс легального трудоустройства и получения российского гражданства проще. Не надо ждать целых пять лет, как предлагает польский вице-премьер Я. Говин, достаточно стать участником госпрограммы по переселению соотечественников и через год российский паспорт у вас в кармане.

В Польше сейчас находятся 1,2 млн. украинских граждан. За первое полугодие 2017 г. украинцам выдано 600 тыс. польских виз. К концу года этот показатель может достичь рекордных 1,5 млн.

Польша вступает в жёсткую конкуренцию с Россией за трудовые ресурсы Украины, пытаясь перенаправить миграционные потоки на себя. Но в отличие от России, куда текут потоки гуманитарной миграции (здесь нашли приют сотни тысяч жителей разрушенных городов и сел Донбасса), миграция в Польшу сугубо экономическая.

Польские социологи предупреждают: бесконтрольный наплыв рабочей силы с Украины ведёт к изменению этнополитического баланса в стране.

Польша перестаёт быть моноэтничным государством, словно возвращаясь в межвоенный период II Речи Посполитой, когда украинцы составляли 10% населения, предъявляя польским властям политические требования и убивая неугодных политиков. В 1931 г. убили депутата сейма Тадеуша Голувко, в 1934 г. - главу МВД Бронислава Перацкого.

Социолог д-р Роберт Вышинский из Варшавского университета предупреждает: если так пойдёт дальше, в польском сейме может появиться украинская партия. Для такой партии будет вполне реально набрать 7-8% голосов и ввести в польский парламент 30 своих депутатов.

Эта партия сможет рассчитывать на поддержку Украинской грекокатолической церкви. Синод УГКЦ объявил опеку украинской диаспоры в Польше приоритетной задачей: униатские проповедники будут вдалбливать в головы польских украинцев ядовитую идеологию Шухевича и Бандеры.

Польша старается оторвать Украину от России не только идеологически. Варшава пытается взять под контроль транспортные и инфраструктурные коммуникации Украины и замкнуть их на себе. Железными дорогами Украины заведует польский назначенец Войцех Балчун, автомобильными дорогами - Славомир Новак.

На фоне отмены Киевом воздушного сообщения между Украиной и Россией, сведения к минимуму железнодорожного сообщения польские железнодорожные и авиационные компании расширяют географию своего присутствия на Украине. Рейсы осуществляются в Киев, Львов, Одессу, Харьков, Ковель. В планах компаний - подключить Тернополь, Ровно, Винницу, Днепропетровск, Ивано-Франковск. При министрах-поляках на Украине сделать им это будет не сложно.

Наивным людям может показаться, что это хорошо, это открывает Украине путь в Европу. Само по себе увеличение транспортных сообщений Украины с Польшей – факт положительный, но малозначимый. Его недостаточно для спасения украинской экономики. Разве что для переброски украинских заробитчан вглубь Польши.

Польша ловко пролезла в логистическую цепочку «из Китая в Европу», убрав оттуда Украину.

Единственный обильный ресурс, который остался у Украины, – это люди, дешёвая рабочая сила.

Пока в Польше спорят, нужны ли им украинцы и в каком количестве, поляки в полной мере могут ощутить украинское влияние. 

Фото: Gazeta Wyborcza

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору