Информационно-аналитическое издание

Украинское кино и «Золотой Витязь» (II)

Версия для печатиВерсия для печати

В. Талашко называет лауреатов XXII «Золотого витязя» в игровом кино

Часть I

В нынешнем году Украине досталось лишь три диплома фестиваля. Это своеобразный симптом сжимающейся шагреневой кожи украинского кино — особенно отчетливый на фоне обилия фильмов и призов кинематографистов России, Сербии, Беларуси.

Какие картины представила Украина на конкурс в Хабаровске?

27-минутный фильм Л. Михалевич «Алексей Колесник. Счастливые случайности», тепло рассказывающий о жизненном пути и творческой биографии талантливого артиста, основанный на монологе этого яркого человека, влюбленного в жизнь и делящегося своей любовью с людьми, — вне новых государственных границ.

Известно, что А. Колесник много гастролирует с сольными выступлениями по республикам бывшего СССР, прежде всего по России, включая самые дальние берега, где своими концертами, в частности, помогал собирать средства на строительство кафедрального храма в Петропавловске-Камчатском.

В коротком документальном метре Украину представляла 8-минутная лента о военных летчиках «Вечное небо» известного киевского режиссера О. Самолевской (диплом «За поэтическое использование военной хроники»), в анимационной номинации — пятиминутка «Эскимоска. Юла» Алексея Шапарева (диплом «За верность традициям детской анимации») и трехминутка «Маша» Татьяны Кабаевой, студентки КНУ им. Карпенко-Карого.

Среди студенческих фильмов на конкурс было представлено пять работ от Украины, в том числе и совместная с Грузией 28-минутная лента Ирины Правило «Кровь». Здесь диплом «За форму, которая и есть содержание» получил фильм Марины Артеменко «Не менее 50 кг».

Во внеконкурсном показе демонстрировалась полуторачасовая игровая мелодрама Александра Игнатуши «Мама, я летчика люблю», снятая на студии А. Довженко в 2012 г., с О. Сумской в главной роли. Киевлянин А. Игнатуша является выпускником актерского отделения факультета драмы КГИТИ имени И. К. Карпенко-Карого (1976) и Высших курсов сценаристов и режиссеров (1984) в мастерской Э. Рязанова.

Во внеконкурсной программе также были показаны полнометражные ленты украинских документалистов: «Неотправленные письма» (реж. Юрий Терещенко) и «Старец Зосима» (реж. Ольга Мирончук). Ольга Мирончук посвятила фильм знаменитому донецкому схиархимандриту Зосиме (Сокуре) — основателю Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, духовно окормлявшему до своей кончины в 2002 г. семью Виктора Януковича, тогда председателя Донецкой областной госадминистрации.

* * *

В этом году главных призов Украина не получила ни в одной номинации. Возможно, сбываются пророческие слова об украинском кино известного режиссера Н. Мащенко, повторявшиеся им чуть ли не с самых первых лет незалежности: «Кина нема, кина нэ будэ». К сожалению, этот мастер, возглавлявший киностудию им. А. Довженко с 1987 по 2004 г., оставивший нам ленты «Как закалялась сталь», «Овод» и другие, скончался 2 мая с.г.

В Хабаровске на «Золотом Витязе» Украину представляли 7 человек: шестеро киевлян и один харьковчанин.

Узнаваем молодыми и немолодыми хабаровчанами был выходец из шахтерской семьи народный артист Украины Владимир Дмитриевич Талашко, кстати, ученик Н. Мащенко, памятный ролью летчика Сергея Скворцова в фильме Л. Быкова «В бой идут одни старики».

К этому обаятельному актеру, тонкому и деликатному человеку, профессору Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого, работавшему на хабаровском кинофоруме в жюри игровых полнометражных фильмов, всякий раз подходили поклонники, стремились взять автограф, даже во время Крестного хода в честь святых равноапостольных учителей Словенских Кирилла и Мефодия, в том числе и молодые военнослужащие.

Заслуженная артистка Украины Светлана Князева, выпускница Киевского музыкального училища им. Глиера и Киевского эстрадно-циркового училища, актриса театра Киноактера киностудии им. А. П. Довженко, в Хабаровске выполняла миссию члена жюри короткометражных документальных фильмов. Улыбчивая и милая женщина С. Князева — вдова народного артиста Украины Леонида Осыки (1940-2001), которого вместе с С. Параджановым, Ю. Ильенко в учебниках по киноискусству называют представителями «украинского поэтического кино».

С. Князева и вице-президент форума «Золотой Витязь» Иойван Маркович (Сербия) в кулуарах Хабаровского кинофестиваля

В жюри полнометражного документального кино от Украины работал писатель-харьковчанин Станислав Минаков, лауреат Международной премии Арсения и Андрея Тарковских (Киев-Москва, 2008 г.), Всероссийской премии им. братьев Киреевских (2009), обладатель Золотого диплома литературного форума «Золотой Витязь» (2012).

* * *

Не обошлось и без «накладок». Так, во время конкурсного показа документального фильма «Человек есть тайна» (Украина) режиссера Мурада Мамедова выяснилось, что фильм представлен без субтитрирования на русском языке.

Даже член жюри из Беларуси оказался в затруднении с пониманием текста. Позже возник также вопрос, зачем эта лента вообще была представлена на конкурсный показ и какие такие «добрые и дружественные» намерения преследовали инициаторы этого акта. Похоже, сам М. Мамедов и киностудия «Контакт», которая фильм произвела, сильно ратуют за «украинское дело».

Дело в том, что лента, о художественном уровне которой можно судить уже по названию, рассказывает о творчестве Е. Станковича – талантливого современного композитора, лауреата, между прочим, Республиканской премии ЛКСМУ им. Н. Островского (1976) и Национальной премии Украины имени Т. Шевченко (1977). Лента начинается с очень щекотливой темы — «голодомора» на Украине. И с первых же кадров звучит «Панихида по умершим от голода» Станковича — для солистов, 2 смешанных хоров, чтеца и симфонического оркестра — на слова Д. Павлычко, написанные как будто под диктовку Ющенко или Тягныбока. И Б. Ступка, выдающийся артист, получивший в Москве все мыслимые и немыслимые премии и титулы, читает стихи Павлычко:«Не забудьтэ вы, як мы помыралы по выни Москвы». Стоит ли удивляться, что несколько зрителей после этих слов, прозвучавших с экрана, демонстративно покинули зал.

* * *

Куратором «Золотого витязя» от Украины является вышеупомянутый заслуженный артист Украины А. Колесник, а неизменным вице-президентом кинофорума — народная артистка Украины уроженка Житомирщины Раиса Недашковская (от Беларуси эту должность занимает народный артист Беларуси В. Гостюхин).

Р. Недашковская памятна советским кинозрителям с 1960 г. ролью Мавки в фильме В. Ивченко «Лесная песня» (по известному произведению Леси Украинки). Актриса снялась в десятках советских и постсоветских фильмов. Отметим ее премию «Ника» 1988 г. в номинации «Роль второго плана» за роль Марии Магазаник в знаменитом фильме А. Аскольдова «Комиссар» (1967). Удостаивалась актриса и премии Ленинского комсомола им. Н. Островского и ордена княгини Ольги разных степеней, а на международном кинофестивале «Золотой витязь» – золотой медали им. С. Ф. Бондарчука «За вклад в кинематограф» (1998). Последней в ее фильмографии значится лента 2007 г.

Примечательно также, что все это не помешало Раисе Степановне сыграть роль ведьмы в скандальном националистическом и русофобском фильме Ю. Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе» (2001). Как отмечается в справочниках, Министерство культуры Российской Федерации сочло этот фильм антирусским и искажающим историю российско-украинских отношений и поэтому рекомендовало не проводить его показ в российском кинопрокате. Заметим, о всемерной отзывчивости «Золотого Витязя» говорит и тот факт, что Ю. Ильенко был в 2000 г. на фестивале этого кинофорума в Москве председателем жюри художественных фильмов.

Почти Отелло. Вице-президенты форума «Золотой витязь» Р. Недашковская (Украина) и Маргарит Николов (Болгария)

На гала-концерте Р. Недашковская с чувством прочла плач Ярославны из «Слова о полку Игореве», с включением цитат из украинского перевода. Актриса, все 22 года представляющая на «Золотом Витязе» Украину, на XXII форуме возглавляла жюри в номинации «Студенческие и дебютные фильмы».

Р. Недашковская читает «Плач Ярославны»

На гала-концерте звезд современного кино во второй день форума болезненной темы коснулась (неожиданно для хабаровчан и гостей города) молодая украинская певица Руслана Лоцман, ученица известной исполнительницы Нины Матвиенко. Выйдя на сцену в украинском национальном костюме, она красивым голосом спела а капелла русский трагический вальс «На сопках Маньчжурии», вызвав овацию зала, а потом исполнила под «минус» новодел про «гетманов, героев Украины», где в припеве выстроен следующий ряд: Хмельницкий, Мазепа, Дорошенко.

Р. Лоцман поет про Мазепу на «Золотом витязе» в Хабаровске. 23 мая 2013 г.

Это шокировало слушателей, после концерта тревожно интересовавшихся, что бы это значило. Многие здесь знают, что Приамурье, как и Приморье, было заселено 150 лет назад при изобильном участии малороссов. А по новой мифологии о роли украинцев в создании Российской империи, стали «считать», в частности, что Хабаровск, а точней – тогда Хабаровка, был основан не Ерофеем Хабаровым, а капитаном Яковом Дьяченко, посланным губернатором Н. Н. Муравьевым-Амурским, на месте, указанном еще адмиралом Г. И. Невельским. Естественно, что это навязанное мнение не воспринимается. Но многие здесь также помнят, что гетман-малоросс Мазепа, увенчанный от Петра Великого медалью Иуды, предан анафеме Русской Церковью.

Аристарх Ливанов и Руслана Лоцман

Отметим это странное «двоение» национального украинского сознания, когда, с одной стороны, внешне высказывается братская любовь к русскому народу (а мы понимаем, что русские и украинцы — это духовно один народ) и подчеркивается нерушимость уз, а с другой — несомненно, присутствует то, что некоторые современные публицисты называют «ересью украинства» или «каиновым комплексом украинства».

Верится, что объединительные и духовно-просветительские усилия «Золотого Витязя» — в этом направлении — не напрасны, «двоение» будет преодолено.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору