Информационно-аналитическое издание

«Великая Польша» за европейские деньги (I)

Версия для печатиВерсия для печати

Трудно понять, с чего это у поляков так повелось, но Польшу вечно распирает от национальной спеси. Периодически она начинает так энергично работать локтями, расширяя «жизненное пространство», что рано или поздно, но это вызывает у соседей глухое раздражение. Поэтому Варшаве все время приходится ввязываться в сложные геополитические игры великих держав. То она получает подпитку от Франции и Британии против Германии и России; то от Германии - против СССР; то от СССР, чтобы восстановиться после позорного разгрома Германией. А потом поляки снова просят деньги у  англосаксов, чтобы сначала отделаться от опеки Советского Союза, а затем - чтобы прибрать к рукам соседей, неосторожно вляпавшихся в «Восточное партнерство».

Раньше все эти маневры заканчивались для поляков плачевно. Но на этот раз им подфартило. Советский Союз рухнул, и на восточной границе Польши образовалось  широкое пространство теперь «ничейной», с точки зрения поляков, земли. Когда-то  она входила в состав Речи Посполитой, и как полагают многие в Варшаве, грех было бы не вернуть ее себе обратно. Тем более что Вашингтон давно решил отдать белорусов и украинцев в «зону ответственности» Польши, а Германия настолько напугана послевоенным возрождением своей мощи, что готова давать деньги кому угодно, лишь бы ее не боялись и не рисовали немецкого канцлера с нацистской свастикой на рукаве.

И все бы хорошо, но ресурсов для строительства «мини-империи» полякам, как всегда, не хватает. И это притом, что Варшава не понятно за какие заслуги остается главным бенефициарием среди стран ЕС, получая из бюджета Евросоюза на 65 миллиардов евро больше, чем она вкладывает в общий котел. Но грандиозные польские планы требуют не менее грандиозных денег. А в условиях кризиса даже Вашингтон становится скупердяем и «толсто» намекает, что строительство «Великой Польши» - дело затратное и Штаты его в одиночку не потянут.  А потому Варшаве рекомендовано пошарить по карманам европейцев, подбив старушку Европу на какое-нибудь «благое дело». Ну, к примеру, на очередной этап демократизации «исторических территорий» Речи Посполитой. Это как невесту прихорашивают, прежде чем к жениху в дом вести. Чтоб не стыдно было.

Нет, «демократия», конечно, - это давняя статья западного экспорта в страны постсоветского пространства. Кто в ЕС этим только не занимается! И все вместе, и поодиночке. Но для Польши она стала частью «национальной идеи». Вроде насаждения католицизма «огнем и мечом». А православные «варвары» своей пользы никак не уразумеют, а время не терпит: до президентских выборов в Беларуси и Украине осталось два года. Европа же даже не чешется. По крайней мере, так это видится с берегов Потомака и Вислы.

И тогда на тех же берегах родилась идея Европейского фонда для демократии (European Endowment for Democracy), озвученная польским министром иностранных дел в феврале 2011 года на фоне полыхающей пожарами «арабской весны».

Поначалу в Европе эту инициативу восприняли с недоумением. В «демократизацию» постсоветского пространства ЕС и так уже вбухал миллиарды. В названиях разных структур и программ, работающих на этом направлении, начинают путаться сами еврочиновники. К тому же европейские налогоплательщики и так уже не первый год финансируют польские задумки вроде политики «Восточного партнерства». Но что-то где-то сработало.  Трудно сказать, за какие ниточки подергал Вашингтон, но уже в ноябре 2012 года - а это неслыханный для евробюрократии темп - был утвержден устав ЕФД и образован Совет управляющих (Board of Governors) во главе с руководителем комитета Европарламента по иностранным делам Элмаром Броком. Исполнительный комитет ЕФД возглавил замминистра иностранных дел Польши Ежи Помяновски (ну кто бы сомневался, что этот пост будет отдан поляку!).

В Совет управляющих вошли представители МИД всех стран ЕС, Еврокомиссии, Европарламента и «независимого» экспертного сообщества. Всего 41 человек. Из их числа избран Исполнительный комитет в составе двух дипломатов (сейчас от Испании и Румынии), депутата Европарламента и трех экспертов из американского, немецкого и датского фондов.

Бюджет ЕФД на 2013 год определили скромный – 15 миллионов евро, которые пойдут в основном на организацию офиса, а также на подбор и оплату персонала, который должен приступить к исполнению обязанностей к началу июня. Зарегистрирован ЕФД в Бельгии, поскольку бельгийский закон дает такого рода организациям достаточную свободу рук и широкое поле для деятельности.

Сложнее оказалось наполнить казну фонда не обещаниями, а реальными деньгами. Пять миллионов Еврокомиссия перебросила в ЕФД из бюджета «Восточного партнерства». Еще по пять обещали Польша и Швеция, главные евроинтеграторы Украины и Беларуси. Но потом Стокгольм, сославшись на кризис, пожадничал и дал только 1 миллион, миллион вложила Голландия. На 60 тысяч нагнули и без того небогатую Словакию. План по инвестициям, увы, оказался под угрозой, и тогда решили подключить Швейцарию, которая подкинула 830 тысяч евро. Эта страна не является членом ЕС, зато она граничит с Германией. Такое соседство швейцарцев всегда напрягало, хотя об этом вслух говорить не принято. Поэтому Берн очень отзывчив на просьбы Вашингтона, взявшего на себя заботу обеспечивать стабильность в Европе после Второй мировой войны.

До заветных 15 миллионов все равно не дотянули. Ничего, можно с уверенностью сказать, что дотянут. Потому что устав ЕФД предусматривает не только вложения из бюджетов ЕС и стран Евросоюза, но и пожертвования со стороны иных юридических и физических лиц. Поэтому по Европе поползли слухи, что Европейский фонд для демократии наполнится совсем не европейскими деньгами. И действительно, если Польше хочется стать «великой», то почему бы смену режимов в Беларуси и Украине не профинансировать, к примеру, Фонду Сороса или американским организациям, поднаторевшим в благотворительности такого рода? Им не впервой.

(Окончание следует)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору