Информационно-аналитическое издание

Виктор Толмачёв: первым делом – самолёты

Авиаконструктор Виктор Толмачёв
Версия для печатиВерсия для печати

11 августа Виктору Толмачёву, одному из создателей самых больших самолетов в мире, исполнилось бы 85 лет

Легендарный авиаконструктор родился в Курске, где и прошли его детские годы. Как и многие мальчишки того времени, Виктор мечтал о небе. В пятом классе он стал заниматься в авиамодельном кружке и «заболел» авиацией на всю жизнь. К окончанию школы проблем с выбором профессии у Виктора Толмачёва не было: только самолёты.

«Антоновский» период

Виктор Ильич получил прекрасную школу Харьковского авиационного института, вуз  окончил с отличием. По распределению в 1959 году парень с горящими глазами и копной курчавых волос был принят инженером-конструктором в флагман авиационной отрасли, конструкторское бюро Антонова в Киеве. И … окунулся с головой в мир научной работы, посвятив авиации полвека.

Виктор Толмачёв участвовал в разработке и создании большинства типов самолетов «Ан», начиная с «Ан-2» и их модификаций, стал одним из главных конструкторов всемирно известных Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» (с украинского — «Мечта»).

Свои первые шаги в авиастроении будущий создатель небесных гигантов начал с чертежей кронштейнов. Фактически такой путь проходили многие специалисты: кронштейны, куски панелей, крышки люков, носовая (хвостовая) часть…

Через три года инженер-конструктор Толмачёв разрабатывал чертежи хвостового отсека «Ан». На этом этапе на него обратил внимание генеральный конструктор КБ Олег Антонов.

Виктор Толмачёв в молодости

«Первый человек» в КБ сразу перевёл вдумчивого и грамотного специалиста в отдел перспективных разработок, а в дальнейшем предложил работу над проектом космического гиганта Ан-124 («Руслан»). С 1971 года и до 1984-го Виктор Толмачев был ведущим конструктором проекта (главным конструктором являлся более опытный Петр Балабуев), а позже стал главным конструктором.

Создание «Руслана» – довольно длинная история. Продолжительное время в связи с военным противостоянием СССР жестко конкурировал с США в области авиастроения. Изучая продвижение в авиации американцев, советские военные выдвигали идеи и требования к технике.

«Руслан» разрабатывался как конкурент американскому проекту Си-5. Задача обогнать «американца» – создать самолёт с повышенной грузоподъемностью (100-120 тонн) – в 1966-м была возложена на руководителя КБ Олега Антонова.

В самолётах «Руслан» (а потом и в «Мрие») была воплощена идея перевозок уникальных (крупногабаритных) грузов самолётами, причём, как внутри воздушного судна, так и на внешней подвеске. Эти образцы стали самыми большими самолетами в мире, побили множество мировых рекордов. Позже появилась идея применения «Руслана» в мирных целях.

Теперь уже, судя по результату, можно сказать, что это был даже не «проект века», а прорыв на полвека вперед. При разработке «Руслана» были внедрены десятки новых конструкторских решений, технологических новшеств (к примеру, цельное крыло без разъёмов), учтены и исправлены недостатки Си-5.

По сути, «Руслан» создавали, собирали «всем миром», советским миром. СССР располагал мощностями (техническими и кадровыми) для всех стадий внедрения подобных проектов в жизнь. Крылья для самолета доставляли из Ташкента, двигатели – из Запорожья, шасси делали в Горьком (Нижнем Новгороде), детали фюзеляжа – в Воронеже. В проекте были задействованы сотни предприятий…

Первый полёт «Руслана» состоялся в декабре 1982 года. Это стало грандиозным, зрелищным  событием и праздником авиации.

Киевские газеты писали о первом полёте «Руслана»

Демонстрация гиганта через три года в авиасалоне в Ле-Бурже (Франция) произвела фурор! Авиационный мир был в восхищении. В это не хотели верить: лётно-технические характеристики советского транспортника на треть превзошли американский аналог. «Богатырь от Антонова», «Залп ноу-хау»… Как только ни описывали это событие в мировой прессе…

Но «Руслана», с запуском в серийное производство, оказалось мало… Следующей задачей, поставленной перед «антоновцами», стало создание специального увеличенного грузового самолета на базе «Руслана». Название новому «тяжеловесу», как мечту своих студенческих лет, дал Петр Балабуев (к тому времени генеральный конструктор КБ).

С технической точки зрения «Мрия» была модификацией «Руслана». Основные различия – в размерах (новое детище специалисты назвали «полтора Руслана») и количестве двигателей (в первом воздушном «грузовике» их было четыре, во втором – шесть).

Ан-225 создавали для применения в рамках космической программы «Буран-Энергия», чтобы поставлять огромные фрагменты ракеты-носителя и корабля на космодром Байконур. Габариты этих конструкций не позволяли доставить их другим транспортом. В планах было использовать «Мрию» как летающий космодром и для других целей. «Мозговой центр», КБ имени Антонова, и в этот раз справился с задачей в максимально короткие сроки.

Первый самолет поднялся в небо 21 декабря 1988 года. Это был впечатляющее зрелище! А прибытие красавца с размахом крыльев 88 метров да еще с «Бураном» на «спине» на авиасалон во Францию стало мировой сенсацией. На счету этого грузоподъёмника – около 250 мировых рекордов, примечательно, что в некоторых из них он превзошел сам себя.

Посадка Ан-225 «Мрия» с «Бураном» в Ле-Бурже

Что до практической стороны, то когда Ан-225 был построен и готов «нести службу»,  необходимость перевозок на Байконур, по понятным причинам, отпала. Этот выдающийся образец самолётостроения успешно демонстрировал свои возможности в показательных полетах, перевозил грузы, спецтехнику… На сегодня этот самый огромный и грузоподъёмный самолет в мире существует в единственном экземпляре на Украине.

Успешная карьера в России

С развалом Советского Союза Виктор Толмачёв принял решение вернуться на родину в Россию. Стал главным конструктором на предприятии «Авиастар-УАПК» в Ульяновске, позже – техническим директором авиакомпании «Волга-Днепр».

Новый этап работы ознаменовался новыми достижениями. В рекордные сроки (за три месяца) усилиями трех «родственных» предприятий удалось выполнить гражданскую сертификацию «грузовика» Ан-124 (в обозначении самолета добавилась цифра «100»).

С 2007-го, после смерти украинского соратника Петра Балабуева, Виктор Ильич остался чуть ли не единственным человеком, кто знал тонкости и нюансы огромных «грузоподъёмников», поэтому его опыт и знания оказались бесценными.

Ульяновск, по сути, многим обязан легендарному конструктору. В 1990-м Толмачев был одним из десятка отважных, как он сам говорил «буйно-помешанных на авиации», основателей грузовой авиакомпании «Волга-Днепр», которая выросла до международного уровня.

Комментируя тот период, Толмачёв с гордостью отмечал уникальную способность созданного им воздушного гиганта транспортировать мыслимые и немыслимые грузы: станки, машины, роторы турбин, ракеты…

Последние годы жизни Толмачёва прошли в Москве, и до последних дней Виктор Ильич, доктор технических наук, не переставал учиться.

Один из умнейших конструкторов советского поколения по-отечески жалел молодёжь, видя, что такие же, как он, парни с горящими глазами, к сожалению, уже не могут реализоваться, сожалел о разрушенной общей системе в авиастроении.

В то же время Виктор Ильич оставался честным и принципиальным в науке и авиации. Когда одно время возникли мысли возобновления строительства «Руслана», он, его создатель, высказал решительное против, указав, что на замену Ан-124 уже нужно делать новый самолёт.

Свой земной путь Виктор Ильич Толмачёв завершил 7 июня прошлого года. Его именем назовут одну из новых улиц в Ульяновске.

 

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
создание сайта: drupal-service.ru