Информационно-аналитическое издание

Злоключения княгини Ольги в Киеве

Княгиня Ольга.
Версия для печатиВерсия для печати

Давняя это история или нет – зависит от того, как на неё посмотреть. С одной стороны, ей чуть больше тысячи лет. А с другой – уже почти 139 тысяч лет до того, как утверждают некоторые украинские историки, Украина жила, пока не споткнулась об эту самую Киевскую Русь. Делами занималась серьёзными: копала Чёрное море, насыпала Карпатские горы, учреждала все без исключения древнейшие цивилизации – Шумерскую, Ассирийскую, Египетскую. Рожала и воспитывала для мира виднейших деятелей: Будду, Христа, Магомета, и помельче: Гомера, Геракла, казака Мамая и моряка Папая. За этими мощными свершениями Верховная рада Украины в год 6374-й (866) дала маху: не ввела своевременно санкции против агрессора – северного соседа.

Всего-то и требовалось: ввести визовый режим, ограничить движение по Днепру гребных и парусных судов, запретить въезд и транзит верхового и гужевого транспорта. И оттуда, из России, проникли в Киев, мать городов этрусских, греческих и африканских, два спецназовца – по летописной легенде дружинника, Аскольд и Дир. Воспользовавшись доверчивостью киевлян, они объявили себя князьями. А на их плечах из-за отсутствия таможен, добровольческих батальонов типа «Азов», а главное – Майдана, сакрального центра украинской политики (даже Козье болото появилось много позже), вошёл на Украину некий Олег, получивший прозвище Вещий – что однозначно указывает на его причастность к ФСБ: ведь только там всё знают и обо всём ведают. В реалиях нынешнего времени (по меcту проживания) Олег как бы имел паспорт, выданный миграционной службой Ленинградской области. С ним было дитя, названное Игорем и объявленное киевским князем. 140-тысячелетние архивы Украины были уничтожены, а мегаполис Киев – на самом деле Город Солнца, описанный товарищем Кампанеллой, срыт до основания. Государство «Русь» (она же Россия), начали строить с нуля. 

Первая встреча князя Игоря с Ольгой Художник В. К. Сазонов.

Первая встреча князя Игоря с Ольгой Художник В. К. Сазонов.

Яблочко от яблоньки далеко не укатится. Пришло время, и Игорь сыскал себе жену. И нет же где-нибудь на Ганге, Ниле или Миссисипи, так нет же, из Пскова. Современная украинская наука как может противостоит этим проискам сепаратистов прошлого. Выстраивая шесть версий происхождения Ольги, она на первое место ставит, естественно, европейскую, указывая на Ольгу как рождённую в Плиске (Болгария). Центральной является, естественно, галицкая – село Подгорцы Львовской области. Псков улетел на последнее место. Да и то (специально оговорено), не родилась Ольга здесь, а лишь основала эту глухую деревню.

Мужа Ольги князя Игоря убили древляне, к которым он поехал на сбор дани. От летописца о них известно, что «живяху [они] звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця». Современная украинская наука расселяет их, древлян, не только в пределах нынешней Киевской и Житомирской областей, как прежде было, но и «до междуречья Случи и Горыни», вытягивая ареал обитания «живущих скотски» до Галичины. В принципе, для этого есть основания: чтимой святыней села Подгорцы, мнимой родины княгини Ольги, является братская могила воинов УПА и украинской дивизии СС «Галичина». Потомки живших «зверинским образом» до сих пор ходят «убиваху людей» на Донбассе, имущество у «освобождаемого» населения «умыкиваху»…

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз В. И. Сурикова.

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз В. И. Сурикова.

Важно, впрочем, иное: чем ответила княгиня Ольга на убийство мужа и насколько её психология отличалась от психологии жителей чащоб. Примерно так же, как у потомков «великих укров»: чем больше мы уничтожим жителей на востоке страны, тем быстрее Донбасс попросится в состав Украины. Древлянский «князь» Мал тоже счёл убийство Игоря самым удобным случаем сватовства к его вдове. Ещё не выросла трава на его, Игоря, могиле, как в Киеве появились древлянские сваты. Их с дотоле небывалыми почестями прямо в лодке, на которой они приплыли, пронесли по городу и доставили на княжий двор. Где сбросили вместе с их плавсредством в заранее выкопанную яму. Ольга поинтересовалась: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». Они даже не поняли, что взяв ладью на руки, дружинники уже начали творить над ними погребальный обряд.

Далее Ольга потребовала в знак уважения прислать в качестве сватов самых знатных древлян. «Живущих скотски» перед аудиенцией обязали помыться, да и сожгли вместе с баней. Потом Ольга сама отправилась в землю древлян, чтобы справить тризну на могиле мужа. Опоив на поминках пять тысяч любителей дармовщины, она повелела дружине всех их зарубить. А в окончательный расчёт потребовала от жителей Искоростеня лёгкую дань, не в пример Игоревой: по три воробья и три голубя от каждой хаты. Радуясь снижению налогового давления, искоростяне принесли требуемое. Привязав к лапкам птиц зажжённые труты или паклю с серой, дружинники Ольги отпустили их. Те, устремившись под стрехи родных жилищ, быстро и дотла уничтожили древлянскую столицу. Жители Коростеня бережно хранят так называемую купальню княгини Ольги на речке Уж, где она якобы изволила принимать ванны после своих трудов. Вот чем и как заставила себя уважать русская княгиня Ольга.

Ольгина купальня в Коростене.

Ольгина купальня в Коростене. 

Потеряв мужа, княгиня Ольга самолично правила Русью 15 лет, с 945 по 960 год, будучи регентом при малолетнем сыне Святославе, которого воспитала великим воином. Всё, что ни возьми в Древнерусском государстве, – всё от Ольги: она и расширила, и устроила его. Положила начало каменному градостроительству и благоустройству городов. Установила размеры «полюдья» (податей), сроки и периодичность его уплаты. Крестилась в Константинополе сама и заложила основы принятия христанства на Руси, чем в полной мере воспользовался её внук Владимир, завершивший дело своей царственной бабушки в 988 году, через 19 лет после её смерти, крестив всю Русь. Просто «Русь» – ибо никакой особой «Киевской Руси» никогда не существовало, и называема она так исключительно для удобства понимания: «Русь с центром правления в Киеве».

Классическая старинная икона святой княгини Ольги (слева) и её украинская разновидность из капеллы Ивана Мазепы.

Классическая старинная икона святой княгини Ольги (слева) и её украинская разновидность из капеллы Ивана Мазепы. 

Для осмысления её роли и места в истории потребовалось без малого шесть столетий: в 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести за два тысячелетия христианства удостоились, кроме неё, только пять святых женщин: Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. Сложилась обширная иконография: собственно иконы, фрески, миниатюры в летописях, рисунки и картины. Цвета княгини – белый, синий, красный, золото. В такой цветовой гамме она изображена даже в северном (русском) трансепте собора Святого Петра в Ватикане.

Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга в Соборе Святого Петра в Риме.

Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга в соборе Святого Петра в Риме.

Но для статьи о ней в украинской «Википедии» подыскали «патриотичный вариант»: «жовто-блакитне вбрання» с фрески в капеле пресловутого Ивана Мазепы. Интересно также сравнение русской и украинской монет, посвящённых княгине Ольге, где в первом случае она представлена как исторический персонаж, а во втором – фигурирует в ряду исторических личностей, долженствующих подтвердить собою что некая «Княжеская Украина» (совершенно бессмысленное словосочетание) всё же существовала.

Русская (слева) и украинская монеты, посвящённые княгине Ольге.

Русская (слева) и украинская монеты, посвящённые княгине Ольге.

Увековечивание памяти святой равноапостольной княгини Ольги состоялось и в наградах. Впервые – в виде особого знака для отличия женщин, о чём было объявлено в празднования 300-летия царствования Дома Романовых. Увы, произошло лишь одно награждение: Веры Николаевны Панаевой, потерявшей в сражениях Первой мировой войны трёх сыновей – офицеров. Все трое они были кавалерами ордена Святого Георгия 4-й степени и служили в 12-м гусарском Ахтырском полку.

Знак отличия святой равноапостольной Ольги (царский), орден святой равноапостольной Ольги (РПЦ) и украинский орден княгини Ольги.

Знак отличия святой равноапостольной Ольги (царский), орден святой равноапостольной Ольги (РПЦ) и украинский орден княгини Ольги.

Затем, в 1988 году, в ознаменование 1000-летия крещения Руси, орден Святой равноапостольной княгини Ольги был учреждён определением Патриарха Пимена и Священного Синода РПЦ. Украина примерила на себя эту тему девять лет спустя, введя знак отличия Президента Украины «Орден княгини Ольги» («равноапостольную» по-свойски упустили). Ленту награде дали фиолетового, архиерейского цвета, и прикрепили на неё кокарду с изображением тризуба, чем несомненно удивили бы княгиню Ольгу: ну да, в её время чем-то подобным метили скотину, леса и бортни (пасеки) – но чтобы ставить это выше лба?!

В Киеве сложное отношение к княгине Ольге. В начале ХХ столетия затеяли строительство памятника ей. Так совпало, что одновременно загорелось у некоторых воздвигнуть и статую «великому Кобзарю». Власти попытались развести враждующие партии: первым дали место у Михайловского Златоверхого собора, второй – в не менее престижном месте, на Караваевской площади (ныне площадь Льва Толстого). Вторая партия права своего не реализовала, а первая – воздвигла групповой монумент, включавший памятники апостолу Андрею Первозванному, княгине Ольге и, справа, Кириллу и Мефодию. Увы, открытие памятника совпало с очень печальным событием – покушением на премьер-министра Столыпина. Памятник всё же открыли, но император Николай II, пребывавший в это время в Киеве, присутствовать на церемонии не мог. Надпись на монументе гласила: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу», и ниже: «Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911».

Памятник княгине Ольге, Апостолу Андрею Первозванному, равноапостольным Кириллу и Мефодию. Киев, 1911 г.

Памятник княгине Ольге, апостолу Андрею Первозванному, равноапостольным Кириллу и Мефодию. Киев, 1911 г.

Опять – увы: дивный памятник простоял только 8 лет. В 1919 году народ турнул его с постамента и расколол на две части. Апостола и просветителей забили досками. На пьедестал торжественно воздвигли бюст «Кобзаря», сделанный из папье-маше. Но не стоялось ему на месте, где якобы «свершилась историческая справедливость». Поддерживаемый руками почитателей он вгромоздился на другой чужой постамент – памятника императору Николаю I близ университета святого Владимира, название которого тоже было изменено под него, с тех пор это учебное заведение носит имя Т. Г. Шевченко.

Памятник апостолу Андрею, княгине Ольге, Кириллу и Мефодию в 1996 году был возведён заново. На том же самом месте, на  Михайловской площади. Упоминание о даре императора опустили, зато перечислили всех подрядчиков, резчиков и каменотёсов. Однако Михайловский Златоверхий собор, названный в честь первого киевского митрополита Михаила, сподвижника внука Ольги князя Владимира, захвачен сектой «патриарха» Денисенко. Как и Владимирский собор, где есть дивные по красоте её иконы работы Виктора Васнецова.

А самые продвинутые историки Украины заняты проникновением во тьму веков, в стосоракатысячелетнюю историю Украины, уничтоженную москалями при основании Киевской Руси.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
создание сайта: drupal-service.ru